Особенности инновационного развития высшего образования в зарубежных странах

Образование и педагогика » Особенности инновационного развития высшего образования в зарубежных странах

Страница 2

Кроме того, в американской системе высшего образования существует так называемая «Лига плюща». Это ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Принято считать, что для этих вузов характерно высокое качество образования, в связи с этим им присущ определённый снобизм по отношению к остальным университетам страны.

Структура данной ассоциации представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура ассоциации «Лига плюща»

Общее количество студентов, обучающихся в данных университетах, составляет 124 598 чел.

Система высшего образования США построена по региональному принципу, который обеспечивает её гибкость и, как следствие, быструю адаптацию к меняющимся потребностям общества. Хотя законодательные акты разных штатов, касающиеся деятельности высших учебных заведений, значительно отличаются друг от друга, организационная структура вузов во многом имеет схожие черты. Это объясняется общими экономическими требованиями к квалификации специалистов, правилами аккредитующих и сертификационных органов, а также учреждений, финансирующих высшее образование. Характерным для всех штатов является делегирование значительной доли ответственности за состояние высшего образования местным органам управления.

Региональная система образования в США отличается высокой степенью децентрализации. В соответствии с 10-й поправкой к конституции («права, не делегированные Конституцией правительству Соединённых Штатов и не запрещённые ею для штатов, сохраняются за самими штатами») федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для школ и вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа.

Роль федерального правительства в области образования сводится к широкому руководству без чрезмерного контролирования. Федеральное правительство несёт юридическую ответственность по защите права каждого гражданина получить равный доступ к государственным (публичным) учебным заведениям и равную возможность получить бесплатное образование.

Ещё одной региональной особенностью образовательных рынков в США являются обязательства по предоставлению образовательных услуг населению, которые включают в себя три аспекта: определение, регулирование и установление нормативов; финансирование; обеспечение, в рамках которого решаются такие вопросы, как объём образовательных услуг, их производство и предоставление.

Вопросы определения, регулирования и установки нормативов решаются совместно тремя уровнями власти. На высшем – федеральным правительством, на среднем – правительством штатов и нижнем – местными органами самоуправления. Финансирование высшего образования осуществляется из федерального бюджета. В каждом отдельном штате обеспечение той или иной функции возлагается только на один уровень власти. В каждом штате этот уровень может быть разным. Отношения властей штата и университетов могут варьироваться от сильной подотчётности до существенной автономии. Э. Макгиннес предлагает следующую классификацию типов подобного взаимодействия (табл. 1).

Таблица 1

Типы взаимодействия вузов и региональных властей в США

Значительный

контроль

А. Вуз как государственное учреждение

Отношения с вузами строятся так же,

как с другими госучреждениями,

например, транспортным управлением

Б. Вуз, пользующийся государственной поддержкой

Власти признают определённое отличие вузов от других государственных учреждений, однако принципы взаимоотношений практически не отличаются

В. Вуз, пользующийся государственной поддержкой

Правовой статус вузов обеспечивает им зна-чительную независимость от властей штата. Штат осуществляет финансирование текущих административных расходов, расходов на поддержание основных фондов, а также целевое финансирование различных видов деятельности вузов, однако при этом предполагается, что негосударственные источники (плата за обучение, частные гранты и т.п.) будут обеспечивать заметную часть средств вузов

Незначи-тельный

контроль

Г. Корпоративная модель управления

Как и в модели В, вузы здесь имеют правовой статус (например, общественного объединения), обеспечивающий им значительную независимость. Государственное финансирование менее вероятно, и средства обычно поступают в форме поручительств или грантов, снижающих стоимость обучения студентов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Понятие творческой задачи
Математическое творчество не является атрибутом традиционного школьного обучения (по крайней мере, на рассматриваемом нами возрастном этапе 6 – 9 классах). Однако детское математическое творчество возможно инициировать, «запустить» возможно при определенных условиях организацией учебного процесса. ...

Подходы разных авторов к выделению психологических основ дифференцированного обучения
Итак, индивидуализация и дифференциация представляют собой учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. Возникает вопрос: какие же это индивидуальные особенности личности учащегося, которые обусловливают индивидуализацию обучения? Принцип индивидуального подхода в дидактике предполаг ...

Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка
Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения. Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года , больше, чем когда-либо в дальнейшем, ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru