Изучив теоретические подходы к проблеме профилактики девиантного поведения подростков, мы провели исследование, целью которого являлось рассмотреть социально-негативные проявления подростков и изучить процесс социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков.
Данное исследование проводилось в г. Костомукша на базе Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» с 1 по 21 ноября 2010 года.
Анализ документов показал, что специалисты по социальной работе Цента консультируют по вопросам социальной защиты и социальной помощи, осуществляют социальный патронаж, по возможности социальное сопровождение клиентов, выявляют семьи социального риска, нуждающиеся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, занимаются профилактической работой среди несовершеннолетних, выявляют комплекс причин способствующих отклонению в поведении подростков; осуществляют поддержку семей в ходе реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций и организации самопомощи.
Для выявления социально негативных проявлений подростков мы провели анализ состояния преступности несовершеннолетних на территории Костомукшского городского округа, собрали фактографический материал. Анализ преступности несовершеннолетних выявил тенденцию к сокращению преступлений и росту административных правонарушений, совершённых несовершеннолетними.
Основной причиной совершения преступлений несовершеннолетними является беспечность родителей, отсутствие с их стороны контроля за поведением своих детей, неумение несовершеннолетних организовать свой досуг, плохая организация досуга подростков на некоммерческой основе в г. Костомукша, неумение несовершеннолетних оценивать свои поступки с точки зрения их правомочности.
С целью изучения процесса социально-профилактической работы в Центре «Надежда» мы провели полустандартизированное интервью со специалистом Центра, которое показало, что в целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные формы профилактики: тренинги, конференции, ток-шоу для подростков с целью формирования безопасного поведения, повышения ответственности несовершеннолетних за принятые ими решения. Информационно-просветительская работа с родителями, так как без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических, психологических, юридических знаний процесс воспитания не даст необходимого результата. Работа направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Формами такой работы являются: просветительская работа в семье, родительский всеобуч.Специалист центра сотрудничает с психологической службой, учреждениями образования и здравоохранения, органами охраны правопорядка, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Мы провели анкетирование подростков с девиантным поведением, получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда» с целью выявления особенностей образа жизни подростков, их ценностных ориентиров, особенностей их взаимоотношений со сверстниками и родителями. Анкетирование девиантных подростков выявило как наличие у них серьёзных проблем, касающихся образа жизни, семейного окружения, отношений с учителями, так и позитивных устремлений, нацеленности на нормальную жизнь, получение образование, создание семьи, воспитание детей, что позволяет надеяться на успешность профилактической работы при условии её грамотной организации.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:
- скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);
- серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;
- выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;
На основании данных, полученных в ходе исследования мы разработали рекомендации специалистам Центра «Надежда» и программу профилактики девиантного поведения подростков.
Информация по педагогике:
Формирование познавательных интересов в обучении математике
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не м ...
Организация интерактивного чтения
текстов лингвострановедческого содержания
При организации обучения чтению необходимо соблюдать следующие условия: В ходе работы над текстом все языковые процессы (чтение, письмо, слушание и говорение) должны быть интегрированы. Учащиеся должны читать интересные, аутентичные тексты, эстетически приятные и соответствующие их возрасту. Тексты ...
Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.