Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе включает:
1. Аналитическая функция
– Анализ и оценка индивидуальности учащегося.
– Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.
– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания.
– Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка.
– Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихся класса, группы, объединения.
2. Прогностическая функция
– Представление образа желаемого результата воспитательной деятельности
– Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка.
– Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности.
– Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся.
3. Организационно-координирующая функция
– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
– Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся.
– Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических встреч.
– Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.
– Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы, дневники наблюдений).
4. Коммуникативная функция
– Регулирование межличностных отношений между детьми
– Установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик,
содействие общему благоприятному климату в коллективе.
– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми.
– Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков.
Информация по педагогике:
Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Академик Л. В. Щерба условно считал монолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге». В то же в ...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в
9-м классе в новой форме
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по м ...
Что есть электронное портфолио
Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В нашей работе мы рассматриваем именно электронное портфолио, так как, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно ещё и напрямую связано с и ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.