Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Образование и педагогика » Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организации работы классного руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденный варианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.

К принципиально важным разработкам Н.Е. Щурковой можно отнести определение содержания воспитания (в соответствии с программой воспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя в воспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицо воспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.

Теоретическая ценность работы заключается в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об исследуемых объектах.

Цель исследования – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Предмет исследования – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

Объект исследования – классный руководитель как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

2. Планирование, подбор и разработка методик и диагностики классного руководства.

3. Задачи воспитательно – образовательного процесса в классном коллективе.

4. Обработка результатов исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

– наглядные,

– словесные,

– практические,

– беседа,

– тестирование.

Информация по педагогике:

Воспитательный потенциал медиаобразования
Начало формирования исходных концепций медиаобразования произошло на рубеже 60–70-х годов. В то время проблема «школа и СМИ» понималась однозначно и упрощенно: школа должна использовать масс-медиа для своих нужд, а средства массовой информации должны уделять внимание школе – создавать учебные фильм ...

Стимулирование как проблема исследования
Научному изучению причин активности человека, их детерминации положили начало великие мыслители Древней Греции и Рима – Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций и другие. Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Анализ литературных ист ...

Порядок проведения ЕНТ
ЕНТ проводится по четырем предметам: трем обязательным - казахс­кий или русский язык (язык обучения), математика, исто­рия Казахстана и одному из предметов по выбору, который является профильным для подступления в вузы в Сузы на ту или иную специальность. Единое национальное тестирование проводится ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru