Актуальность деятельности педагога профессионального образования очевидна. Этим определяются высокие требования к нему. Профессия педагога профессионального образования еще только складывается. В ней много неопределенного и неизученного. Но широкий диапазон применения этой педагогической квалификации говорит о том, как сильно возрастает в ней потребность в условиях рынка. Педагог профессионального образования призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системе профессионального образования, а так же во внегосударственной сфере подготовки рабочих.
Система профессионального образования в нашей стране прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала фактором формирования у них моральных и социальных качеств.
Видов деятельности, выполняемых педагогом профессионального образования много: профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое; внеучебная воспитательная работа, общественная работа в коллективе; деятельность по организации производственного труда учащихся; методическая деятельность.
Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального образования по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.
Специальные дисциплины в общей структуре содержания обучения квалифицированных рабочих в училищах системы профессионального образования занимают узловое место и имеют целью сформировать у учащихся систему знаний в объеме, необходимом для сознательного прочного и глубокого овладения профессией.
В основу определения вида деятельности взято содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогом профессионального образования, относятся:
анализ учебно- программной документации, методических комплексов;
методический анализ учебного материала;
планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
разработку методики обучения по дисциплине;
разработку видов и форм контроля знаний, умений и навыков;
управление и оценку деятельности обучающихся на уроке;
проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических знаний, умений. Умение-это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать на три группы.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессионального образования:
умением проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста;
умением подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы;
умением выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника;
умением проводить методический анализ локального отрезка учебной информации;
умением разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения, опорные конспекты;
умением располагать учебный материал на доске, оформлять решение электротехнических задач;
умением разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;
умением разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений обучающихся;
умением разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности обучающихся;
умением проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:
умение планировать систему уроков по изучаемой теле на основе методического анализа;
умение планировать учебную и учебно-производственную работу обучающихся по профессиональной деятельности;
умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции;
умение организовывать деятельность обучающихся на уроке и управлять ею;
умение применять методы теоретического и производственного обучения;
умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:
умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике;
умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения;
умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
По окончании Российского государственного профессионально-педагогического университета мы получаем специальность педагог профессионального образования.
К видам деятельности, выполняемым педагогом профессионального образования, относятся:
профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое;
внеучебная воспитательная работа;
общественная работа в инженерно- педагогическом коллективе и в коллективе обучающихся;
профессиональная ориентация обучающихся;
техническое творчество;
начальная опытно- экспериментальная деятельность исследовательского характера;
повышение собственной квалификации и самообразование и т.д.
Для выполнения этой большой и разнообразной работы от него требуются определенные знания и умения. Педагог профессионального образования должен обладать большим набором сугубо профессионально- педагогических умений: гностическими, идеологическими, дидактическими, организационно- методическими, коммуникативными, прогностическими, диагностическими, конструктивно- педагогическими, конструктивно- технологическими, производственно- оперативными.
Педагог профессионального образования – это квалификация, имеющая много специальностей, он может работать мастером производственного обучения и преподавателем специальных дисциплин. При изучении специальных предметов необходимо с одной стороны, совершенствовать те формы и методы, которые применяются при изучении общеобразовательных дисциплин, а с другой стороны, имея ввиду их большое прикладное значение и «выходы» на производственное обучение, широко использовать методы и методические приемы, характерные для производственного обучения.
Все это позволяет выделить значимость содержания, форм, методов изучения и дидактического обеспечения для специальных дисциплин при подготовке квалифицированных рабочих в училищах профессионального образования.
При работе над дипломным проектом нами проведен анализ специально - методической и психолого–педагогической литературы по дисциплинам: история костюма и моды, методика профессионального образования, методика преподавания специальных дисциплин, по педагогике и проблемному обучению; учебно- методическая документация.
Анализ литературы по дисциплине «История костюма и моды» показал, что отсутствует классический учебник для данной учебной дисциплины, все учебники не имеют достаточно полной учебной информации по отдельным темам.
Цель работы: разработать и внедрить методическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды».
Объектом работы является процесс обучения в профессиональном училище по дисциплине «История костюма и моды».
Предметом работы является разработка методического обеспечения по дисциплине «История костюма и моды».
Рабочую гипотезу можно сформулировать следующим образом: качественное методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды» позволит повысить качество обучения обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ учебно- методической литературы и нормативных документов по данной проблеме;
Провести исследование межпредметных связей по теме дипломной работы и способы их практической реализации;
Разработать детальное методическое обеспечение по выбранной теме, а именно:
Рабочую программу;
Перспективно- тематический план;
Методические указания к выполнению макета изделия на манекене;
Методические указания к выполнению самостоятельной работы;
Перечень практических работ;
Урок по теме «Женский костюм 1950- 1980 гг.».
4. Обосновать использование технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды».
Информация по педагогике:
Модели дистанционного обучения
В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения: Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для ...
Подходы к экологическому образованию в странах Запада
Экологическое образование за рубежом нами рассмотрены на примере Бельгии и США. Бельгия
. Экологическое образование в Бельгии нацелено на решение следующих задач: 1) формирование ясного понимания экологических причин изменения природной среды; 2) приобретение социально-коммуникативных умений и навы ...
Содержание и методы коррекционной работы с детьми и подростками
Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие. Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей: Несоответств ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.