Современный этап обучения русскому языку и литературе отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это объясняется тем, что примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
На каком сайте продать бесплатно по материалам http://www.tradelot.ru.Трудно оценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.
Как известно, хорошо развитая (устная и письменная) речь − показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Согласно метапредметным требованиям стандартов начального общего образования в результате освоения образовательной программы школьники должны уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, а также знать и использовать различные способы сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В современной методике обучения русскому языку и литературе проблема обучения связной речи приобретает все большую актуальность из-за увеличивающегося с каждым годом потока информации, в котором нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной необходимостью действительности.
В отечественной методике большой вклад в разработку вопросов развития связной речи детей внесли педагоги XIX века (Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, К.В. Ельницкий, Н.А. Корф, И.Д. Тихомиров, Г.Г. Тумим, К.Д. Ушинский и др.) и современные методисты (Е.А. Баринова, Н.П. Каноныкин, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, Т.А. Ладыженская, А.И. Липкина, М.Р. Львов, В.Г. Маранцман и др.). Предлагая различные методические системы развития связной устной речи, они уделяют особое внимание пересказу как одному из значимых средств развития монологической речи. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой, пересказ как репродуктивный вид речевой деятельности, тормозит развитие творческой самостоятельности учащихся (Е.И. Тихеева, Е.П. Суворова и др.).
На наш взгляд, пересказ является недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений учащихся начальной школы. Связь между особенностями речевого развития и уровня сформированности пересказа у учащихся раскрыта в исследованиях Беляковой Л.И., Воробьевой В.К., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Глухова В.П., Ефименковой Л.Н. Жаренковой Г.И., Жинкина Н.И., Зееман М., Зиндер Л.В., Леонтьева А.А., Новиковой Е.В., Пиаже Ж., и др.
Вместе с тем теоретический анализ научной литературы показал, что вопросы, связанные с формированием связной устной репродуктивной речью остаются малоизученными. Поэтому необходима целостная методическая система, которая позволит оптимизировать процесс формирования связной устной речи с помощью пересказа и будет способствовать дальнейшему развитию ребенка.
Объект исследования - речевая деятельность учащихся начальных классов в процессе подготовки и создания пересказа на уроках русского языка и литературы.
устный пересказ младший школьник
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования коммуникативных умений, связанных с созданием репродуктивных жанров у учащихся начальных классов.
Целью исследования является разработка теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики обучения жанровым разновидностям пересказа на уроках русского языка и литературы в начальных классах.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника станет более эффективным в том случае, если в систему уроков развития речи включить сведения о пересказе, его жанровых формах и с учетом этих сведений разработать систему методов и приемов, формируемых понятий и практических заданий, на специально созданной дидактической базе организовать обучение умениям создавать различные жанры пересказов.
Поставленная цель, предмет и гипотеза исследования потребовали решение следующих задач:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Определить основное содержание понятий, принципиальных для достижения цели исследования;
Определить место и роль пересказа в системе высказываний младших школьников на уроке, охарактеризовать их особенности;
Проанализировать педагогические и методические традиции в обучении пересказу;
Экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной методики по обучению младших школьников пересказу в жанре устного ответа.
При решении поставленных задач и обосновании гипотезы использовались следующие методы исследования:
аналитический (анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы);
педагогический (анкетирование учащихся, наблюдение за учебным процессом, анализ программ, учебников, выявление и качественная характеристика этапов развития умений пересказа и т.д.);
экспериментальный (констатирующий, формирующий и обучающий эксперименты);
статистический (качественно-количественный анализ экспериментальных данных).
Структура и содержание дипломного исследования:
Дипломное исследование состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснованы актуальность исследования, выбраны объект и предмет, выдвинута гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования.
В первой главе исследования проведен анализ теоретических понятий, принципиальных для достижения цели исследования, и практического опыта использования жанров пересказа в начальной школе.
Вторая глава посвящена описанию экспериментального этапа исследования разработанной нами методики по обучению младших школьников пересказу в жанре устного ответа.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе. Приложение включает результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, образцы созданных младшими школьниками пересказов и образцы текстов, которые были использованы на уроках.
Информация по педагогике:
Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с больш ...
Принципы русской орфографии
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) является базой для методики обучения гр ...
Психолого-лингвистические приемы обучению иноязычных текстов
лингвострановедческого содержания
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменную — вербального (словесного) общения. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает специалисту доступ к ведущим на сегодняшний день источни ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.