В контрольном классе (2 "а") работа над обучением пересказу велась по традиционной методике, в экспериментальном классе (2 "б") использовался ассоциативно-логический подход при анализе текста (авторская методика Г.В. Королевой), а также некоторые приемы работы с творческим пересказом с применением наглядных методов.
И в контрольном и в экспериментальном классе давались одинаковые тексты для пересказа. Рассмотрим технологию работы на примере одного из текстов.
Отважный пингвиненок.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море.
(100 слов) (Г. Снегирев)
Приведем конспект урока с традиционным подходом к работе.
Ход урока
I. Постановка задачи урока.
II. Вступительная беседа.
Чтение текста учителем.
Анализ текста.
Работа над планом.
VI. Повторное чтение текста.
VII. Пересказ текста.
Самоконтроль.
Чтение текста учителем. Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: "Как купался пингвиненок", "Отважный пингвиненок", "Маленький пингвиненок". (Учитель не читает название текста.)
Анализ текста.
О чем говорится в тексте (его тема)?
Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
От какого лица идет повествование? Как начинается повествование? ("Однажды я. ")
Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
Как вы понимаете выражение "голый пингвиненок"?
Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему.)
Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок - птенец - малыш.)
Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море.)
Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
Этот пересказ нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок.
Работа над планом. Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ее заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске.
1-3 пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.
Примерный план
1. Маленький пингвиненок.
2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
3. Наконец малыш решился и бросился в море.
4. Это был самый отважный пингвиненок.
В экспериментальном классе проводился урок по методике Г.В. Королевой.
Учитель читает вслух текст, дети следят по своим экземплярам текста, в которых не указывается название рассказа.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Информация по педагогике:
Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного
возраста
Данные проведенного обследования детей с целью выявления предпосылок дисграфии сведены в таблицы 2-8. В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, то полученное значение мало инфо ...
Организационно-технологические модели
дистанционного образования
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...
Исследование творческих способностей
Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна – от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.