Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.

Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они, словно, расцвечивают повествование». В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.

Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений. Проблема языкового развития учащихся рассматривается в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромыслов, Г.К. Лидман-Орлова, И.Львова, Л.Ю. Максимов, В.П. Озерская, Е.Н. Пузанкова, М.М. Разумовская, Л.А. Тростенцова); речеведческом (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская). При этом исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции. Однако необходимо отметить, что до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению именно имени прилагательному.

Объектом исследования в данной работе выступает процесс изучения имени прилагательного в начальной школе.

Предметом исследования являются особенности освоения имени прилагательного в рамках программ «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова.

Целью данной работы является сопоставительный анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программ «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова с учетом формирования универсальных учебных действий.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить место имени прилагательного в системе частей речи.

2. Проанализировать программы «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова и учебники в аспекте изучаемой проблемы.

3. Охарактеризовать понятие и классификацию универсальных учебных действий.

4. Выявить методические приемы изучения имени прилагательного младшими школьниками.

5. Разработать систему уроков по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию навыков, умений, универсальных учебных действий учащихся младших классов могут быть использованы в преподавании русского языка в начальной школе.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи. Вторая глава посвящена практическим аспектам изучения данной темы в начальной школе: анализу программы и учебников, методическим приемам.

В третьей главе анализируется понятие универсальных учебных действий и приводятся разработки уроков для младших школьников разного возраста по изучению имени прилагательного с учетом формирования универсальных учебных действий.

Информация по педагогике:

Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...

Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения
Амины. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин как представитель ароматических аминов. Получение анилина из нитробензола (реакция Н.Н. Зинина), практическое значение анилина. Аминокислоты. Строение аминокислот. Особенности химически ...

Место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы
Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки, как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru