Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.
Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они, словно, расцвечивают повествование». В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.
Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений. Проблема языкового развития учащихся рассматривается в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромыслов, Г.К. Лидман-Орлова, И.Львова, Л.Ю. Максимов, В.П. Озерская, Е.Н. Пузанкова, М.М. Разумовская, Л.А. Тростенцова); речеведческом (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская). При этом исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции. Однако необходимо отметить, что до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению именно имени прилагательному.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс изучения имени прилагательного в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности освоения имени прилагательного в рамках программ «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова.
Целью данной работы является сопоставительный анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программ «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова с учетом формирования универсальных учебных действий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место имени прилагательного в системе частей речи.
2. Проанализировать программы «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова и учебники в аспекте изучаемой проблемы.
3. Охарактеризовать понятие и классификацию универсальных учебных действий.
4. Выявить методические приемы изучения имени прилагательного младшими школьниками.
5. Разработать систему уроков по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию навыков, умений, универсальных учебных действий учащихся младших классов могут быть использованы в преподавании русского языка в начальной школе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи. Вторая глава посвящена практическим аспектам изучения данной темы в начальной школе: анализу программы и учебников, методическим приемам.
В третьей главе анализируется понятие универсальных учебных действий и приводятся разработки уроков для младших школьников разного возраста по изучению имени прилагательного с учетом формирования универсальных учебных действий.
Информация по педагогике:
Личностные особенности часто болеющих детей
Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию "Я" у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для сома ...
Тематическое планирование
Раздел "Тематическое планирование" полностью соответствует содержанию примерной программы по музыке и предлагает два варианта организации учебного материала. Первый вариант обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывног ...
Что такое « кейс – технология»
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии- это изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. Структура процесса обучения по ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.