Описание диагностики навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР

Страница 1

Диагностика особенностей навыков чтения проводилась в нескольких направлениях:

Методика 1.

Обследование особенностей чтения давалось в таком порядке:

1. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы: СА – ША, ЗА – ЖА, ЦА – ЧА, РА – ЛА. Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Логопед обращает внимание на возможность слияния звуков в слоговой комплекс, особенно в прямых слогах, а также на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. Данная проба дает возможность логопеду определить сформированность звуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.

2. Чтение слов (односложных, двухсложных и многосложных – простых и сложных по звукослоговой структуре). Вначале детям следует предлагать для чтения самые простые слова, а затем – более сложные по слоговому и морфологическому составу. Необходимо использовать все возможные варианты односложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), ГССС (Омск), где С – согласный звук, Г – гласный. Детям предлагаются также различные варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха); со стечением согласных (шторы, окно); многобуквенные (пропуск, дружил). Затем изучается чтение трехсложных: СГСГСГ (молоко), СГСГСГС (молоток), СГССГССГ (перчатки), ССГССГСГ (простыня) – и многосложных слов.

Данная проба дает возможность логопеду оценить техническую и смысловую стороны чтения: читает ли ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает ли побуквенно или у него сохраняются элементы побуквенного чтения в стечениях согласных или в конце слов (хала-т); читает ли он «механически» или осознанно.

3. Чтение короткого текста. При использовании данной диагностики мы обследуем выразительность чтения и понимание прочитанного. Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:

а. Пересказать прочитанное.

б. Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.

в. Ответить на вопросы.

Методика 2. Тест

Цель: выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма

Рисунок 1. Методика выявления предрасположенности к нарушениям чтения и письма.

Проведение. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Предполагаемый результат:

Если ребенок дал неправильных ответов более 30 %, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии.

Более 30 % ошибок свидетельствовало о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, столь необходимого для успешного обучения чтению и письму.

Методика 3. Тест

«Ритмы». Инструкция. «Послушай, как а стучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу с длинными и короткими интервалами:

1. простые ритмы - !! !,! !!,!! ! !,! ! !!,! !!!., если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

2. Сложные ритмы - !!! ! !,! !! !!,! !!! !,!! !!! !. критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценки:

1. выполнены оба задания – 0 баллов

2. выполнены только простые ритмы – 2 балла

3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У детей затруднения отмечаются при право и левополушарном поражении.

Анализ процесса чтения детей основной группы показал следующее (см. Таблица 1).

Таблица 1. Показатели способов чтения детей ОГ и ГС

Способы чтения

Беглое (синтетический)

Словами

Слогами

Побуквенное

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ОГ.

3

30

3

30

2

20

2

20

ГС.

6

60

4

40

0

-

0

-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...

Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...

Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузска ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru