В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Е.Д. Худенко предлагает рассматривать воспитание как «творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности».
Творческий процесс должен закономерно проистекать из возможностей ребенка, характера его отклонений и необходимости формирования определенных черт личности, привычек и моделей поведения с помощью известного набора средств.
Одним из направлений коррекционно-развивающей среды является «организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арт-терапия, психодрама, куклотерапия и т.д.)»
Со своими подопечными – учащимися «специальной (коррекционной) школы-интерната №8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», мы занимаемся театрализованной деятельностью.
Во-первых, каждый воспитатель, как и любой человек, стремится в своей работе заниматься тем, что ему близко. «Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт.» – пишет Е.Д. Худенко.
Во-вторых, театрализованная деятельность заслуженно рассматривается как средство социализации детей, т. к. помогает им преодолеть неуверенность в себе, трудности в общении, позволяет почувствовать себя в новом образе, оказаться в новой, пусть и сценарной, жизненной ситуации, смоделировать новые формы поведения.
Известно, что умственно отсталые дети испытывают большие затруднения с ролевыми играми: одни вовсе не проходят эту стадию познания мира и человеческих отношений, другие начинают играть в них в возрасте 10 лет и старше, причем используют примитивные, а зачастую и искаженные сценарии. Это связано с их крайне скудным жизненным опытом, что особенно касается детей-сирот, и неумением отождествить себя с другим человеком, персонажем, социальной или профессиональной ролью. Школьный театр под руководством взрослого призван отчасти заполнить эти пробелы. Ведь именно в театре юный актер учится представлять, что чувствуют другие. А это – еще и ключ к нравственному развитию ребенка. Ведь так часто дети по природе своей эгоцентричны.
В свое время я работала в театре «Комедия» и присутствовала (тайком) на некоторых репетициях. Маленький опыт и огромный интерес к тому, как создается спектакль «изнутри», я и хочу передать своим воспитанникам.
Информация по педагогике:
Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе
осуществления заданий по ручному труду
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда: функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, пособия и материалы для развития мелкой моторики, кабинет труда должен быть оснащен по аналог ...
Методика работы социального педагога с различными категориями семей
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по т ...
Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.