В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Е.Д. Худенко предлагает рассматривать воспитание как «творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности».
Творческий процесс должен закономерно проистекать из возможностей ребенка, характера его отклонений и необходимости формирования определенных черт личности, привычек и моделей поведения с помощью известного набора средств.
Одним из направлений коррекционно-развивающей среды является «организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арт-терапия, психодрама, куклотерапия и т.д.)»
Со своими подопечными – учащимися «специальной (коррекционной) школы-интерната №8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», мы занимаемся театрализованной деятельностью.
Во-первых, каждый воспитатель, как и любой человек, стремится в своей работе заниматься тем, что ему близко. «Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт.» – пишет Е.Д. Худенко.
Во-вторых, театрализованная деятельность заслуженно рассматривается как средство социализации детей, т. к. помогает им преодолеть неуверенность в себе, трудности в общении, позволяет почувствовать себя в новом образе, оказаться в новой, пусть и сценарной, жизненной ситуации, смоделировать новые формы поведения.
Известно, что умственно отсталые дети испытывают большие затруднения с ролевыми играми: одни вовсе не проходят эту стадию познания мира и человеческих отношений, другие начинают играть в них в возрасте 10 лет и старше, причем используют примитивные, а зачастую и искаженные сценарии. Это связано с их крайне скудным жизненным опытом, что особенно касается детей-сирот, и неумением отождествить себя с другим человеком, персонажем, социальной или профессиональной ролью. Школьный театр под руководством взрослого призван отчасти заполнить эти пробелы. Ведь именно в театре юный актер учится представлять, что чувствуют другие. А это – еще и ключ к нравственному развитию ребенка. Ведь так часто дети по природе своей эгоцентричны.
В свое время я работала в театре «Комедия» и присутствовала (тайком) на некоторых репетициях. Маленький опыт и огромный интерес к тому, как создается спектакль «изнутри», я и хочу передать своим воспитанникам.
Информация по педагогике:
Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на ак ...
Философские идеи Дыюи
Радикальные изменения, происходившие в американском обществе конца XIX — начала XX в., сопровождались многими тяжелыми социальными явлениями (отчужденность людей, растущий индивидуализм, жестокость, насилие, преступность, коррупция и т.д.), которые угрожали основополагающим идеям молодого государст ...
Психолого-педагогические аспекты диагностики проблем речевого развития у
дошкольников с РДА
Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание следует уделить организации обследования. Формой организации обследования аутичных детей может быть лонгитюдное, динамическое, диагностическое обсл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.