В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Е.Д. Худенко предлагает рассматривать воспитание как «творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности».
Творческий процесс должен закономерно проистекать из возможностей ребенка, характера его отклонений и необходимости формирования определенных черт личности, привычек и моделей поведения с помощью известного набора средств.
Одним из направлений коррекционно-развивающей среды является «организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арт-терапия, психодрама, куклотерапия и т.д.)»
Со своими подопечными – учащимися «специальной (коррекционной) школы-интерната №8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», мы занимаемся театрализованной деятельностью.
Во-первых, каждый воспитатель, как и любой человек, стремится в своей работе заниматься тем, что ему близко. «Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт.» – пишет Е.Д. Худенко.
Во-вторых, театрализованная деятельность заслуженно рассматривается как средство социализации детей, т. к. помогает им преодолеть неуверенность в себе, трудности в общении, позволяет почувствовать себя в новом образе, оказаться в новой, пусть и сценарной, жизненной ситуации, смоделировать новые формы поведения.
Известно, что умственно отсталые дети испытывают большие затруднения с ролевыми играми: одни вовсе не проходят эту стадию познания мира и человеческих отношений, другие начинают играть в них в возрасте 10 лет и старше, причем используют примитивные, а зачастую и искаженные сценарии. Это связано с их крайне скудным жизненным опытом, что особенно касается детей-сирот, и неумением отождествить себя с другим человеком, персонажем, социальной или профессиональной ролью. Школьный театр под руководством взрослого призван отчасти заполнить эти пробелы. Ведь именно в театре юный актер учится представлять, что чувствуют другие. А это – еще и ключ к нравственному развитию ребенка. Ведь так часто дети по природе своей эгоцентричны.
В свое время я работала в театре «Комедия» и присутствовала (тайком) на некоторых репетициях. Маленький опыт и огромный интерес к тому, как создается спектакль «изнутри», я и хочу передать своим воспитанникам.
Информация по педагогике:
Школьная психодиагностика
Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов методов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом как экспериментально-практической деятельности является психологический диагноз. В школьной психодиагностике диагноз употребляется ...
Планирование работы по изучению раздела «Элементы машиноведение»
Перспективно-тематическое планирование раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» рассмотрено в приложении 1. Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подби ...
Характеристика и состав испытуемых
Экспериментально-практическое изучение особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР проводилось нами на базе МОУ СОШ с. Ленинское, Ленинского района, Еврейской Автономной области, в 2010 – 2011 учебном году. Основную группу (ОГ) составили 10 учащихся первых классов в возрасте 7-8 лет, имев ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.