Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их основе, и являются их прямыми родоначальниками и источниками их возникновения. … Таким образом, из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности».
Н. Голованова дает определение социализации как «вхождению ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру». «Она предполагает выработку (совместно со взрослым и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
«Воспитание представляет собой систему целенаправленных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребенка и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей.»
Процесс социализации всегда предполагает 2 плана действий взрослеющей личности: адаптацию к социуму (т.е. приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденных механизмах саморегуляции человека) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг, отбор предполагаемых обстоятельствами воздействий, принятие или сопротивление им). Для самоопределения в социуме уже ребенок младших классов (живущий в естественной среде, т.е. в домашних условиях) располагает достаточным фондом личностных психологических предпосылок, но этот способ проявления своей «самости» в процессе социализации, позиции субъекта социализации надо воспитывать.
Главный показатель социализации ребенка – его социальный опыт. Это единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Это то, что он пережил. Этот опыт постоянно определяет его поведение. У детей-сирот, тем более с интеллектуальными отклонениями, этот опыт ничтожно мал.
А.С. Макаренко обращал внимание на феномен социального опыта детей еще в 30-е годы. Он писал: «Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта».
Процесс социализации в детских домах и интернатах.
Отделение ребенка от семьи и помещение его в детский дом прерывает естественный процесс детской социализации. Жизнь в таком учреждении искусственно создана педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. Дети живут там на всем готовом, а после выхода из учреждения им приходится резко адаптироваться.
Социализация в детском доме пропитана негативным отношением к его обитателям. Это отношение может разрушить все то хорошее, что было накоплено ребенком, изменить удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя.
Факторы социализации.
Выделяют следующие факторы социализации:
1. Мегафакторы: Космос, планета, мир. Энергия Космоса, уровень солнечной радиации, глобальные процессы (загрязнение окружающей среды) влияют на социализацию.
Информация по педагогике:
Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...
Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей
подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Диагностика по методике сост ...
Понятие и сущность процесса обучения
Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических вз ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.