Сегодня в экологическом образовании главный акцент делается на естественно-научные дисциплины. И, к сожалению, совершенно упускается роль гуманитарных дисциплин. В их числе литература. Именно она обладает наиболее благоприятными возможностями для формирования духовно-нравственного аспекта отношения личности к природе.
Образное содержание и художественные средства литературы позволяют показать учащимся, что человек воспринимает природу как мощный генератор, дарующий духовную энергетику.
При изучении литературы важно показать, что близость к природе живёт и в поэзии Гёте, Пушкина, в народном фольклоре.
Следует заметить, что рост технических возможностей, к сожалению, до сих пор значительно опережает духовное развитие человечества.
Поэтому необходимо ориентировать мышление подростков прежде всего на экологические и этические критерии, привлекая литературный материал. Ведь только литература, шедевры мировой классики смогут воздействовать на сознание человека и вызвать положительный отклик в душах подростков.
Утверждение нравственных принципов, проявляющихся в отношении личности к природе - самая главная задача экологического воспитания в изучении литературы.
Такой подход выражает тенденцию гуманизации школьного образования.
Изучив большое количество научной литературы по теме курсовой работы, были сделаны основные выводы:
1. С учётом современного состояния окружающей среды экологическое воспитание набирает популярность и становится приоритетным направлением в работе школы
2. Экологическое воспитание специальный, целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, планомерный, педагогический процесс сотрудничества педагога и ученика, направленный на психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку воспитанника как духовно богатого хозяина личных и общественно значимых природных богатств.
3. Экологическое воспитание школьников, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
4. очень важным фактом является и то, что педагог должен ненавязчиво и доходчиво аргументировать данные, уметь сливаться с коллективом и быть не просто учителем, но ещё и товарищем и соратником.
В ходе проделанной работы было выяснено, что наиболее актуальными и результативными являются не просто уроки по охране природы, а различные формы игры, практическая деятельность, исследовательская работа и научное наблюдение. Чем разнообразнее процесс экологического воспитания, тем более результативным он будет. Следует помнить и то, что экологическое образование- это не только уроки химии и биологии. Важно не забывать и о роли гуманитарных предметов в столь важном и актуальном вопросе.
Не нужно рассматривать экологическое образование лишь как обязательный, в какой то мере даже формальный аспект воспитания в целом. Это неотъемлемая часть воспитания душевности, самосознания, самовоспитания. Единение с природой даёт человеку гармонию с внутренним миром, с окружающим и с другими людьми.
Благодаря проделанной работе я очень многое почерпнула и запомнила для себя. Спасибо за внимание.
Информация по педагогике:
Особенности межличностного взаимодействия соматически
больных детей
Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей: круг общения ребенка ограничен до минимума; присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь; преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязы ...
Площадь треугольника
Существует несколько формул для вычисления площади треугольника. Рассмотрим те, что изучаются в школе. Первая формула вытекает из формулы площади параллелограмма и предлагается учащимся в виде теоремы: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Доказательство: пусть S ...
Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных
учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания происходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Воспитание — это целенаправленное руководство духовным развитием ч ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.