История развития генетической инженерии
Генетическая инженерия – раздел молекулярной генетики, исследующий возможности и способы создания лабораторным путем (in vitro) генетических структур и наследственно измененных организмов, т.е. создания искусственных генетических программ, с помощью которых направленно конструируются молекулярные генетические системы вне организма с последующим их введением в живой организм (А.А. Баев). Обычно употребляются два названия данного научного направления – генетическая инженерия и генная инженерия, являющиеся как бы синонимами. Однако их смысловое содержание неодинаково: генетическую инженерию связывают с генетикой, а генная имеет отношение только к генам. Кроме того, генетическая инженерия точнее раскрывает содержание дисциплины – создание генетических программ, основная задача которых – создание in vitro молекул ДНК посредством соединения фрагментов ДНК, которые в естественных условиях чаще не сочетаются благодаря межвидовым барьерам (рекомбинантные ДНК). Молекула рекомбинантной ДНК представляет собой соединенные в бесклеточной системе два компонента: вектор (смотри ниже), обеспечивающий механизм репликации и экспрессии, и фрагмент клонируемой («чужеродной») ДНК, содержащий интересующие исследователя генетические элементы. Согласно определению национальных институтов здоровья США, «рекомбинантными ДНК называют молекулы ДНК, полученные вне живой клетки путем соединения природных или синтетических фрагментов ДНК с молекулами, способными реплицироваться в клетке». Первая рекомбинантная ДНК получена в 1972 г. (П. Бергом с сотр.) и была составлена из фрагмента ДНК обезьяньего вируса ОВ40 и бактериофага λ dvgal с галактозным опероном E. coli. Формально 1972 г. следует считать датой рождения генетической инженерии.
Генетическая инженерия имеет яркую историю благодаря тому общественному резонансу, который она вызвала с самых первых своих шагов. Начало этим событиям положило послание участников Гордоновской конференции (1973) президиуму АН США, в котором говорилось о возможной опасности технологий рекомбинантных ДНК для здоровья человека. Возможные блага генетической инженерии признавались с самого начала, но разногласия по данной проблеме не затихли и сейчас. В таблице 1 перечислены основные этапы становления и развития генетической инженерии.
Таблица 1. Основные этапы развития генетической инженерии
Год |
Автор |
Содержание открытия |
1869 |
Ф. Мишер |
Выделена ДНК из ядер клеток гноя |
1880 |
А. Коссель[5] |
Выделение азотистых оснований |
1928 |
Гриффитс[3] |
Явление бактериальной трансформации |
1929 |
П. Левин, Е. Лондон |
Выделение 2-D-дезоксирибозы |
1930 |
Эвери, Мак-Карти и Мак-Леод |
Выделение вещества гена |
1938 |
Беренс |
Локализация н.к. |
1940 |
Браун и Тодд |
Принципы химического строения полинуклеотидной цепи. |
1950 |
Э. Чаргафф |
Закономерности нуклеотидных отношений |
1953 |
Д. Уотсон, Ф. Крик |
Сконструирована модель двойной спирали ДНК на основании результатов рентгеноструктурного анализа ДНК |
1956 |
Волкин, Астрахан и Херши |
Открытие и-РНК |
1957 |
А. Корнберг |
Синтез ДНК in vitro |
1961 |
А. Мармур и П. Доти |
Открыто явление ренатурации ДНК и установлены точность и специфичность реакции гибридизации нуклеиновых кислот |
1962 |
В. Арбер |
Впервые получены сведения о ферментах рестрикции ДНК |
1968 |
М. Мезельсон и Е. Юань |
Выделена первая рестриктаза |
1966 |
М. Ниренберг, С. Очоа, Г. Корана |
Расшифрован генетический код |
1967 |
М. Геллерт |
Открыта ДНК-лигаза |
1970 |
Г. Тёмин, С. Мизутани |
Открыта ревертаза |
1972–1973 |
Г. Бойер, С. Коэн, П. Берг |
Разработана технология клонирования ДНК |
1975–1977 |
Ф. Сэнгер, Р. Баррел, А. Максам, В. Гилберт |
Разработаны методы быстрого определения нуклеотидной последовательности |
1979 |
Г. Корана |
Синтезирован ген тирзиновой супрессорной РНК |
1981–1982 |
Р. Пальмитер, Р. Бринстер, А. Спрэдлинг, Г. Рубин |
Получена трансгенная мышь. Получены трансгенные экземпляры дрозофилы |
1993 |
Л.К. Эрнст, Г. Брем, И.В. Прокофьев |
Получены трансгенные овцы с геном химозина |
Информация по педагогике:
Принципы организации школьного театра
Театральный кружок в нашей школе функционирует уже давно. Руководит им педагог с большим опытом работы, и представления получаются очень интересными, насыщенными музыкой, завораживающими. Первую практику по созданию театральных представлений я начала сразу же после прихода в педагогическую систему: ...
Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО
Формирование учебной мотивации является основой становления компетентного специалиста, который постоянно усовершенствует свои навыки, улучшает знания, развивается. Неверно говорить об учебной мотивации, не затронув такое базисное понятие как "развитие". В философских словарях "развит ...
Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в настоящее время
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конф ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.