Этапы становления технологического образования в России и за рубежом

Образование и педагогика » Преподавание курса "Машиноведение" в 7 классе » Этапы становления технологического образования в России и за рубежом

Страница 2

Дворянин Татищев считал, что надо учить и детей крестьян (как мальчиков, так и девочек): до 10 лет — чтению и письму, а с 10 до 15 лет — различным ремеслам. Его инструкции по организации, содержанию, методам обучения и воспитания, требования к учителям абсолютно вписываются в современные подходы. Этот фактически один из первых дидактов и методистов общего первоначального и профессионального обучения уже тогда продумал критерии, ценность которых непреходяща. Процитируем лишь один пункт из его «Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать», для лучшего восприятия приведя текст в современной транскрипции: «Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников. В противном случае не только перед судом Божьим, но и его высочества судом за всякое преступление и проступок отвечать должен».

Заметьте, как четко выражены нравственные критерии личности педагога, а у Татищева еще много пунктов, которые, касаясь взаимоотношений учителя и учеников, почти полностью приемлемы сегодня. Чтобы лишний раз осознать, как непросты были наши предки, посмотрим, как Татищев формулирует в своих документах педагогические вопросы обучения «искусствам и ремеслам». Главными он считает «предварение ремесленного обучения общим образованием», сочетание знаний по математике, геометрии, черчению и рисованию с формированием практических умений в ходе производственного обучения; понимание учениками существа производимых работ, стремление к их усовершенствованию; определение профессии ученика с учетом его способностей и интересов; материальное вознаграждение ученика за выполненную работу в процессе производственного обучения.

Согласитесь, любой современный педагог не откажется ни от одной строчки из положений, приведенных выше.

Значительный вклад в борьбу против невежества, за широкое распространение науки и просвещения сделали Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704 — 1795), которому Россия обязана открытием первого женского училища — Института благородных девиц в Петербурге, Александр Николаевич Радищев (1749—1802) с его «Рассуждением о труде и праздности» и другие.

Прогрессивные педагоги и деятели народного образования России периода капиталистического развития (60 —90-е годы XIX в.) последовательно создавали сокровищницу отечественной профессиональной школы. Вот краткое перечисление их трудов, дающее представление о направлениях разработок.

Николай Платонович Огарев (1813—1877) разрабатывал основы народных земледельческих училищ. Из школьного курса вы помните, какие представления о труде высказывал Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) был сторонником реального образования, о чем писал в своей книге «Школа и жизнь».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834— 1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мастерских при элементарной школе.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Посещение урока в современой педагогике
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческ ...

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про­исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Воспитание — это целенаправленное руковод­ство духовным развитием ч ...

Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности
Основная теоретическая посылка состоит в научном обосновании роли и места трудовой деятельности в умственном развитии аномального ребенка, которое, прежде всего, связано с именем Л.С. Выготского. Рассматриваются различные аспекты обозначенной Л.С. Выготским проблемы, ставшими основой педагогической ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru