Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.
Наличие интереса означает, что среди объектов действительности личность осознала для себя и выбрала предмет удовлетворения своих духовных потребностей.
Объективным моментом интереса является положение субъекта. Субъективным – идеальные побудительные силы: желания, стремления мотивы деятельности. Предметы и объекты этих мотивов оказываются содержанием интереса, отражаются в сознании субъекта сообразно его положению. Положение выражается в содержании интересов.
Интересы преломляются в определенной системе мотивов.
Мотив означает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую его поведение и деятельность. Мотив является стержнем психологии личности, обуславливает особенности ее поведения и деятельности. «Мотивы- осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей»
Связь потребностей и мотивов проявляется в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности мотивов.
Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой или нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, и выступающие источником его активности.
В понимании сущности потребности, вообще, и познавательной в частности, существует разнообразие мнений и позиций. Мы придерживаемся господствующего в отечественной науке положения об исторической и социальной обусловленности потребностей.
Наиболее широко рассмотрено понимание потребностей как объективной нужды организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие (С.Л. Рубинштейн), или как выражение этой нужды (А.Н. Леонтьев), или как отражение ее (А.В. Петровский).
Анализ сущности понятия «потребность» приводит к следующим выводам: Потребность – определенный вид отношений организма и личности к окружающей среде.
Потребность отражает нужду в обществах, энергии и других факторах, необходимых для нормального функционирования организма.
Потребность как состояние, характеризуется напряжением живой системы организма.
Потребность является основным побудителем организма к активной деятельности, направленной на ее удовлетворение .
Следовательно, в широком смысле слова, потребность – о пределенное состояние организма или личности, отражающее недостаток различных факторов, необходимых для их нормального функционирования.
Потребность в самообразовании – сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов:
потребностью в знаниях
потребностью в познавательных действиях.
Потребность в расширении и углублении знаний будет лишена практической ценности в жизни личности, если она не будет подкреплена потребностью в познавательной деятельности и системой умений ее организации.
Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании.
Процесс развития у обучающихся самообразовательной деятельности весьма сложный.
Ученые-педагоги отмечают в нем три этапа:
ситуативное самообразование
ситуативно-инициативное самообразование
инициативно-зрелое самообразование
Отличительной особенностью зрелого самообразования выступает преднамеренное обращение человека к нему, систематичность самообразовательной работы, которая планируется как жизненно необходимая. При этом наблюдается четкое представление смысла и цели самообразовательных действий, упорство в преодолении трудностей познания, у которых – намеренный отход от отдыха и развлечений во время работы, сознательное управление своей жизнедеятельностью.
Рассматривая вуз, как сферу формирования познавательных потребностей следует отметить, что потребность в самосовершенствовании, самообразовании возникает и формируется вокруг осознания личностью несоответствия (противоречия) между внутренними возможностями и объективной необходимостью познания.
К таким противоречиям следует отнести:
Противоречие между самооценкой обучающихся и уровнем их деятельности, направленной на самосовершенствование, самообразование.
Противоречие между притязаниями и реальными возможностями.
Противоречие между требованием коллектива (общества) и уровнем зрелости обучаемого, его подготовленностью к реализации этих требований.
Информация по педагогике:
Площадь криволинейной трапеции
Криволинейной называется трапеция, одна из боковых сторон которой – отрезок кривой. Нахождение площади криволинейной трапеции рассматривается в школе как одно из применений интеграла. При рассмотрении геометрического смысла интеграла [4] в 11 классе в учебнике так и говорится: «Коротко об интеграле ...
Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической
работы
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического стро ...
Фрагмент календарно-тематического плана
Таблица 2 Фрагмент календарно-тематического плана занятий по теме «Трехфазные цепи» для студентов направления подготовки 050100.07- «Профессиональное обучение» профиль «Транспорт» направленность – «Обеспечение безопасности дорожного движения», «Эксплуатация и ремонт автомобилей», «Организация перев ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.