Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 2

Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.

Наличие интереса означает, что среди объектов действительности личность осознала для себя и выбрала предмет удовлетворения своих духовных потребностей.

Объективным моментом интереса является положение субъекта. Субъективным – идеальные побудительные силы: желания, стремления мотивы деятельности. Предметы и объекты этих мотивов оказываются содержанием интереса, отражаются в сознании субъекта сообразно его положению. Положение выражается в содержании интересов.

Интересы преломляются в определенной системе мотивов.

Мотив означает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую его поведение и деятельность. Мотив является стержнем психологии личности, обуславливает особенности ее поведения и деятельности. «Мотивы- осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей»

Связь потребностей и мотивов проявляется в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности мотивов.

Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой или нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, и выступающие источником его активности.

В понимании сущности потребности, вообще, и познавательной в частности, существует разнообразие мнений и позиций. Мы придерживаемся господствующего в отечественной науке положения об исторической и социальной обусловленности потребностей.

Наиболее широко рассмотрено понимание потребностей как объективной нужды организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие (С.Л. Рубинштейн), или как выражение этой нужды (А.Н. Леонтьев), или как отражение ее (А.В. Петровский).

Анализ сущности понятия «потребность» приводит к следующим выводам: Потребность – определенный вид отношений организма и личности к окружающей среде.

Потребность отражает нужду в обществах, энергии и других факторах, необходимых для нормального функционирования организма.

Потребность как состояние, характеризуется напряжением живой системы организма.

Потребность является основным побудителем организма к активной деятельности, направленной на ее удовлетворение .

Следовательно, в широком смысле слова, потребность – о пределенное состояние организма или личности, отражающее недостаток различных факторов, необходимых для их нормального функционирования.

Потребность в самообразовании – сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов:

потребностью в знаниях

потребностью в познавательных действиях.

Потребность в расширении и углублении знаний будет лишена практической ценности в жизни личности, если она не будет подкреплена потребностью в познавательной деятельности и системой умений ее организации.

Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании.

Процесс развития у обучающихся самообразовательной деятельности весьма сложный.

Ученые-педагоги отмечают в нем три этапа:

ситуативное самообразование

ситуативно-инициативное самообразование

инициативно-зрелое самообразование

Отличительной особенностью зрелого самообразования выступает преднамеренное обращение человека к нему, систематичность самообразовательной работы, которая планируется как жизненно необходимая. При этом наблюдается четкое представление смысла и цели самообразовательных действий, упорство в преодолении трудностей познания, у которых – намеренный отход от отдыха и развлечений во время работы, сознательное управление своей жизнедеятельностью.

Рассматривая вуз, как сферу формирования познавательных потребностей следует отметить, что потребность в самосовершенствовании, самообразовании возникает и формируется вокруг осознания личностью несоответствия (противоречия) между внутренними возможностями и объективной необходимостью познания.

К таким противоречиям следует отнести:

Противоречие между самооценкой обучающихся и уровнем их деятельности, направленной на самосовершенствование, самообразование.

Противоречие между притязаниями и реальными возможностями.

Противоречие между требованием коллектива (общества) и уровнем зрелости обучаемого, его подготовленностью к реализации этих требований.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
Эти три понятия неразрывно связаны друг с другом. Логическая цепочка связи такова: MB совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Поскольку MB и речевое умение уже рассматривалось выше, обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемс ...

Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. В состав прилагате ...

Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru