Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 4

Поэтому готовность личности к самообразованию является сущностной характеристикой процесса самообразования.

В результате обучения личность формирует готовность к самообразованию, на основе которой вырабатывается опыт самообразовательной деятельности.

Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений. Самообразование обычно рассматривается как добровольная и систематическая деятельность, как получение знаний путем самостоятельной работы. Однако, без воспитания в себе эмоционально-волевых качеств без сформированности первоначального опыта познавательной деятельности к потребности в ней человека не в состоянии добровольно заниматься поиском и усвоением знаний, не может систематически и целенаправленно развиваться. Отсюда правомерен вывод о целесообразности связывать самообразование с поиском и усвоением социального опыта, накопленного человечеством, с психологической, теоретической и практической готовностью индивида к самообучению как основе самообразования; сформированность потребности в знаниях, умениях и навыках работы с книгой и другими источниками научно-технической, производственно-технической и общественно-политической информации; обеспеченность всеобщей компьютерной грамотности человека, создающей предпосылки для последующего повышения информационной культуры каждого работника.

Залог успеха самообразования - в соответствии поиска и усвоения социального опыта внутренним условиям личности – внутренней установке личности.

Поэтому самообразование может рассматриваться как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач.

Кроме опыта самообразовательной деятельности, необходимо учитывать жизненный опыт обучающихся. Именно жизненный опыт обуславливает подлинный смысл приобретаемых знаний, становятся ценностным достоянием личности, активно формирующим образ жизни, профессиональную компетенцию.

Преобразование жизненного опыта в качественно новое состояние, означает то, что сочетание приобретаемого знания и жизненного опыта формирует новый вид опыта, который имеет ценностный смысл для данного человека, социально-ценностную значимость и является социально-конструктивным; помогает проектировать будущее; включает в себя опыт предшествующих поколений; непрерывно пополняется и развивается.

Такой опыт является системообразующим фактором формирования компетентности личности во всех сферах жизнедеятельности. Компетентность понимается как умение справляться с жизненными ситуациями, большинство которых даже невозможно прогнозировать.

Поэтому система образования и самообразование в частности выполняет функцию подготовки людей к принятию ответственных решений, предвидению их последствий и для собственной жизнедеятельности, и для общества в целом.

С этих позиций опыт можно рассматривать как сущностную характеристику процесса самообразования.

Внешняя структура самообразования как деятельности может быть представлена в виде основных компонентов:

как целесообразную деятельность по приобретению навыков и умений;

как предмет деятельности – знания и средства приобретения знаний, умений и навыков;

как результат деятельности – знания более высокого порядка.

Логически взаимосвязанные действия, которые конкретизируют обозначенную структуру, составляют содержание самообразовательной деятельности, которое можно представить следующим образом:

осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;

деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:

а) планирование процесса самообразования; б) определение средств и способов самообразования; в) непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний; г) оценка результатов деятельности, самоконтроль; д) определение новых целей.

Таким образом, определив в качестве пространственно-временных сфер самообразования формальную и внеформальную сферы, выбрав для исследования студентов факультета экономики и информатики ЛГПУ очного и заочного отделений, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности и сущностные характеристики процесса самообразования.

Исходя из определения самообразования как средства поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами, мы рассмотрели структуру самообразования определить в ней две составляющие: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней структуре мы отнесли такие взаимосвязанные элементы как интересы, мотивы, потребности, развитие которых ведет к формированию мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Эмоции человека. Теории эмоционального развития
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и псих ...

Методика развития речи
Задание 1. Ознакомьтесь со списком литературы по теме в учебнике М.Р.Львова, дополните его: внесите в свой список труды по теории, речи, общения, риторике, лингвистике текста, возможно - по логике, поэтике и пр. Задание 2. Ознакомьтесь с целями и приёмами работы по развитию речи на лексическом уров ...

Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды»
Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у обучающихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды». Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, метод ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru