Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 3

Планируя вместе с детьми путь работы, учитель помогает им "увидеть" необходимые действия в их рациональной последовательности. Варианты инструкций различны, что отвечает постепенному усложнению задания и разным путям работы по сжатию текста.

Одна из уникальных методик обучения краткому пересказу, успешно используемая в начальных классах, - самарский вариант технологии.

В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу была положена закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений.

Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:

1) чтение отрывка текста длительностью 1-2 минуты;

2) осознание и осмысление прочитанного (ответы на 2-3 вопроса учителя);

3) запись на доске 5-7 ключевых слов;

4) образцовый пересказ и прослушивание его классом;

5) жужжащий пересказ в парах;

6) пересказ текста слабым учеником.

Весь цикл упражнений требует 10-12 минут и проводится ежедневно.

Опыт обучения продуктивному (творческому) пересказу изложен в работе кандидата педагогических наук Л.Ф. Ни. Она определяет два направления в работе по обучению младших школьников продуктивному пересказу:

1. работа, направленная на формирование умений строить модель изложения;

2. работа, направленная на формирование умений наполнять модель содержанием.

В качестве умений, связанных с построением модели изложения и наполнением ее содержанием, выделяются следующие:

умение устанавливать смысловые связи между абзацами;

умение устанавливать связи между предложениями (на уровне абзаца);

умение использовать в пересказах синтаксические конструкции на основе понимания их выбора автором;

умение создавать свои синтаксические конструкции (на основе подражания авторским);

умение выделять в сложном предложении смысловые части с целью восприятия и понимания содержания всего предложения;

умение определять роль лексического значения в предложении;

умение выбирать и использовать слова в пересказах в соответствии с семантической заданностью предложения;

умение определять выбор автором того или иного языкового средства;

умение использовать в пересказе "свои" языковые средства с целью передачи своего отношения к прочитанному.

Формирование данных умений осуществляется поэтапно. Так, в период обучения грамоте в центре внимания находится работа над сюжетными картинками, выбор которых в качестве опорного языкового материала обусловлен тем, что они имеют примерно то же структурное оформление, что и текст произведения. С другой стороны, сюжетная картинка как предметно-наглядная данность позволяет видеть и понимать структурные компоненты текста и устанавливать семантические связи между предметами (как опорными словами). Поэтому сюжетная картинка выступает как своеобразная модель текста. И наконец, при анализе ее содержания школьники наблюдают и учатся наполнять модель содержанием.

Схему обучения продуктивному пересказу в период обучения грамоте можно представить через дидактические задачи каждой ступени:

1-я ступень - безбуквенная.

Материалом для работы является сюжетная картинка.

Дидактическая задача: учить школьников в логической последовательности отвечать на вопросы продуктивного характера с целью развития внимания к деталям "текста", установления семантических связей между предметами (как опорными словами) на сюжетной картинке.

2-я ступень - буквенная.

Материалом для работы являются "подвижная" картинка и небольшой текст.

Дидактические задачи:

Закрепление задач первой ступени: продолжать развивать внимание у детей к деталям "текста" (сюжетной картинке), продолжать формировать умения по работе над сюжетной картинкой с целью понимания структурных компонентов модели.

Учить строить связное высказывание на основе выбранных выражений, адекватных авторским (работа по тексту).

Учить строить схемы с опорными словами, помогающими воспроизведению.

3-я ступень - авторские страницы.

Материалом для работы являются рассказы, сказки.

Дидактические задачи:

Учить понимать абзацы, смысловые части произведения.

Учить в каждом абзаце и смысловой части выделять опорные части и переводин, их в пиктограммы.

С опорой на пиктограммы учить строить схемы.

Опираясь на схему, пересказывать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе
Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции. Познавательная функция. Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ...

Общая характеристика знаменитых задач древности
При изучении окружности древние греки обнаружили задачу, ставшую затем символом неразрешимой проблемы. Это задача квадратуры круга, т.е. построения квадрата, равновеликого данному кругу, с использованием лишь циркуля и линейки. Попытки древнегреческих ученых решить задачу о квадратуре круга путем п ...

Методика социально-педагогического семейного консультирования
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа. Предметом социально- ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru