Планируя вместе с детьми путь работы, учитель помогает им "увидеть" необходимые действия в их рациональной последовательности. Варианты инструкций различны, что отвечает постепенному усложнению задания и разным путям работы по сжатию текста.
Одна из уникальных методик обучения краткому пересказу, успешно используемая в начальных классах, - самарский вариант технологии.
В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу была положена закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений.
Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:
1) чтение отрывка текста длительностью 1-2 минуты;
2) осознание и осмысление прочитанного (ответы на 2-3 вопроса учителя);
3) запись на доске 5-7 ключевых слов;
4) образцовый пересказ и прослушивание его классом;
5) жужжащий пересказ в парах;
6) пересказ текста слабым учеником.
Весь цикл упражнений требует 10-12 минут и проводится ежедневно.
Опыт обучения продуктивному (творческому) пересказу изложен в работе кандидата педагогических наук Л.Ф. Ни. Она определяет два направления в работе по обучению младших школьников продуктивному пересказу:
1. работа, направленная на формирование умений строить модель изложения;
2. работа, направленная на формирование умений наполнять модель содержанием.
В качестве умений, связанных с построением модели изложения и наполнением ее содержанием, выделяются следующие:
умение устанавливать смысловые связи между абзацами;
умение устанавливать связи между предложениями (на уровне абзаца);
умение использовать в пересказах синтаксические конструкции на основе понимания их выбора автором;
умение создавать свои синтаксические конструкции (на основе подражания авторским);
умение выделять в сложном предложении смысловые части с целью восприятия и понимания содержания всего предложения;
умение определять роль лексического значения в предложении;
умение выбирать и использовать слова в пересказах в соответствии с семантической заданностью предложения;
умение определять выбор автором того или иного языкового средства;
умение использовать в пересказе "свои" языковые средства с целью передачи своего отношения к прочитанному.
Формирование данных умений осуществляется поэтапно. Так, в период обучения грамоте в центре внимания находится работа над сюжетными картинками, выбор которых в качестве опорного языкового материала обусловлен тем, что они имеют примерно то же структурное оформление, что и текст произведения. С другой стороны, сюжетная картинка как предметно-наглядная данность позволяет видеть и понимать структурные компоненты текста и устанавливать семантические связи между предметами (как опорными словами). Поэтому сюжетная картинка выступает как своеобразная модель текста. И наконец, при анализе ее содержания школьники наблюдают и учатся наполнять модель содержанием.
Схему обучения продуктивному пересказу в период обучения грамоте можно представить через дидактические задачи каждой ступени:
1-я ступень - безбуквенная.
Материалом для работы является сюжетная картинка.
Дидактическая задача: учить школьников в логической последовательности отвечать на вопросы продуктивного характера с целью развития внимания к деталям "текста", установления семантических связей между предметами (как опорными словами) на сюжетной картинке.
2-я ступень - буквенная.
Материалом для работы являются "подвижная" картинка и небольшой текст.
Дидактические задачи:
Закрепление задач первой ступени: продолжать развивать внимание у детей к деталям "текста" (сюжетной картинке), продолжать формировать умения по работе над сюжетной картинкой с целью понимания структурных компонентов модели.
Учить строить связное высказывание на основе выбранных выражений, адекватных авторским (работа по тексту).
Учить строить схемы с опорными словами, помогающими воспроизведению.
3-я ступень - авторские страницы.
Материалом для работы являются рассказы, сказки.
Дидактические задачи:
Учить понимать абзацы, смысловые части произведения.
Учить в каждом абзаце и смысловой части выделять опорные части и переводин, их в пиктограммы.
С опорой на пиктограммы учить строить схемы.
Опираясь на схему, пересказывать.
Информация по педагогике:
Развитие самостоятельности в процессе
обучения
Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На каждом этапе необходимо разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, в ...
Система деятельности социального педагога
Система деятельности социального педагога, как указывают А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В. Бочарова, представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [Мудрик]. Она отражена на схеме 1. Схема 1. Система деятельности социального педагога Сферой приложения ...
Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в
педагогической литературе
Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме «восходящей лестницы», а по схеме «драматического произведения» - воспроизведение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указы ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.