Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:
1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;
2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.
Итак, мы рассмотрели опыт обучения пересказу в начальной школе. В обучении младших школьников пересказу используется целый ряд приемов и методов, как традиционных, используемых в основном при составлении репродуктивного пересказа, так и нетрадиционных, применяемых в работе над продуктивным пересказом.
В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.
Одним из речевых жанров, позволяющих формировать связную речь младшего школьника, является пересказ. Под пересказом понимается устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения. Пересказ является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя.
С одной стороны, пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний. С другой, пересказ - эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления. Этим и объясняется большое внимание со стороны методистов, педагогов, психологов и лингвистов к проблеме обучения детей пересказу.
Существует устные и письменные жанры пересказа, а также пять видов пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
При обучении младших школьников пересказу используется целый ряд традиционных и нетрадиционных приемов и методов. По нашему мнению, наиболее эффективными являются методы и приемы, содержащие в себе какую-либо наглядность и эмоциональность, так как учащимся младших классов присущи возрастные недостатки восприятия: они хуже понимают произведения лишенные какой-либо эмоциональной окраски.
Поэтому, знакомя их с произведением, необходимо опираться на их повышенную эмоциональность и создать эмоциональную атмосферу для первичного знакомства с произведением, которая является условием для наиболее адекватного восприятия.
Наиболее отвечают этим требованиям приемы драматизации, составления пересказа по картинкам, использование схем произведения при его анализе.
Информация по педагогике:
Исследование особенностей письменной речи
Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов. Первая серия Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количеств ...
Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...
Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.