Имя прилагательное как часть речи

Страница 3

Местоименные прилагательные делятся на шесть групп:

1) притяжательные (так называемые притяжательные местоимения):

а) личные, указывающие на принадлежность первому лицу (мой, наш), второму лицу (твой, ваш) или третьему лицу (несклоняемые прил. его, ее, их);

б) возвратные, указывающие на принадлежность любому из трех лиц: свой;

2) указательные: тот, этот, такой, этакий (разг.), таков, следующий, а также слова тот-то, такой-то;

3) определительные: всякий, всяческий, каждый, любой, весь, целый, иной, другой, сам, самый;

4) вопросительные: какой, который, чей, каков;

5) неопределенные: какой-то, некоторый, некий;

6) отрицательные: никакой, ничей.

К разряду местоименных прилагательных относятся также просторечные слова таковский, ихний, нашенский, вашенский. Эти слова находят отражение в языке художественной литературы.

Все местоименные прилагательные, кроме постфиксальных и префиксальных, а также просторечных таковский, ихний, нашенский, вашенский, являются немотивированными словами.

От всех относительных прилагательных местоименные прилагательные отличаются характером лексического значения; они обозначают такие признаки, которые возникают на основе отношения говорящего к лицам, предметам и явлениям. Так, слова мой, твой, его, свой указывают на притяжательные отношения, устанавливаемые говорящим: (относящийся ко мне, к тебе, к себе и т. д.); слова этот, такой от лица говорящего указывают на признак (тот, на который говорящий определенно указывает, который он характеризует); аналогичны значения слов какой-то, некоторый, некий (тот, на который говорящий указывает неопределенно). Местоименные прилагательные могут указывать на любой признак; их содержательное наполнение определяется в речи.

Местоименные прилагательные имеют также и другие особенности лексических значений, свойственные указательным словам. Так, слова мой, твой, наш, ваш, свой могут иметь свойственные и личным местоимениям-существительным абстрактно типизирующие значения. Например, в высказываниях обобщающего характера, в пословицах эти прилагательные обозначают принадлежность любому обобщенно мыслимому лицу: Моя хата с краю; Не твоя печаль чужих детей качать; Своя рубашка ближе к телу.

Указательным местоимениям такой и тот помимо собственно указательного значения (Горсть земли, похожей на другую, Сколько в ней любви и суеверья! О такой и на небе тоскуют, И в такую до могилы верят. Эренбург) свойственно значение усилительное.

Однако надо признать, что рассмотрение описанных слов в как местоименных прилагательных, не является единственно возможной теорией. В рамках школьного курса все эти слова рассматриваются как различные типы местоимений.

Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа.

Все эти категории у прилагательного – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.

Категория рода прилагательного - это словоизменительная категория, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение прилагательного к существительному (или местоимению-существительному) в составе определительного словосочетания.

Категория рода представлена тремя рядами форм: мужского, женского и среднего рода. Формы мужского рода указывают, что названный прилагательным признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным мужского рода; формы женского рода указывают, что признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным женского рода; формы среднего рода указывают на принадлежность признака предмету, названному существительным среднего рода. Таким образом, морфологические значения рода у прилагательных выявляются только в сочетании с определяемыми существительными и служат синтаксическим выявлением значения рода определяемого существительного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Особенности речевого развития у ребенка с РДА
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребе ...

Современные педагогические средства как основа развития учебной мотивации студентов
Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не зат ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития дет ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru