1. Цель. Планируется как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент можно запланировать нестандартное начало урока:
- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
- Скажи наоборот: холодно -; сладкий -; близко -.
- Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.
3. Продуманность отбора материала:
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.
- Обязательно введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
- Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.
- Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения».Нужно обогащать урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
- Учить строить свободные высказывания. Для этого: а) предложить составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам; б) провести игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»; в) поставить вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»; г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?» .
Также можно выделить следующие направления по предупреждению речевых ошибок:
1. Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному. Элементарную работу с синонимами начинают в 1 классе. Например, дети читают рассказ В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?». Дети дают характеристику щенку. Какой он? (Глупый, смешной). А как по-другому можно сказать «смешной»? (Забавный, потешный).
Антонимы – слова с противоположным значением. В рассказе И. Бутмина «Трус» рассказывается о двух мальчиках: трусе и храбреце. Антонимы укрепляют фразу, делают ее симметричной, удобной для интонирования. Сама интонация подчеркивает противопоставленность слов: больше – меньше, трус – храбрец, хорошо – плохо. На антонимах построены многие пословицы: «Земелька черная, а хлеб белый родит», «Человек от лени болеет, от труда здоровеет».
С многозначностью слов младшие школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребенка.
Детям можно предложить такое задание:
Подбери синонимы к данному слову:
Буря, Воин, Волшебник (чародей, солдат, ураган, маг, тайфун, боец)
2. Работа над пословицами.
Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы – исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельна ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Пословица, как правило, вводится как итог беседы, как итог прочитанного рассказа. Работая над пословицей, следует обратить внимание на антонимы присутствующие в ней.
3. Работа по активизации словаря
Слово может быть усвоено активно и пассивно. Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное лишь понимание этого слова, без его употребления. Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Активизация словаря – одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.
Информация по педагогике:
Методический подход к реализации приемов взаимодействия
Стратегии повышения самоуважения строятся на принципе замены неприемлемых способов взаимодействия более приемлемыми. Как сделать это? Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с учителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность? Первым шагом к правильному выбору мы считаем ...
Педагогическая организация оздоровительной направленности в физическом
воспитании дошкольников
Физическое воспитание дошкольников представляет собой образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей - педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И ...
Подбор, планирование игр по живой природе
Таблица 8 - Перспективный план по экологии Недели Вид деятельности I неделя Животный мир II неделя Дикие животные в лесу весной III неделя Домашние животные IV неделя Обобщение Дни недели пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб Занятие (ИЗО, лепка) Ежик ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.