В нашей стране традиционно сложилась система организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом.
Но такая практика, как показывают исследования (М.В. Громова, В.К. Зарецкий, 1995 г.), не может в полной мере удовлетворить все разнообразие и особенности образовательных потребностей таких детей. Кроме того, пребывание детей с отклонениями в развитии в специальных учреждениях, несмотря на наличие в них ряда положительных условий для коррекции нарушений развития, ограничивает возможности контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от семьи, что не позволяет в полной мере использовать социальный аспект реабилитации воспитанников, имеющих инвалидность. Все это затрудняет формирование у них готовности к преодолению жизненных трудностей, умений планировать разные аспекты своей жизни, взаимодействовать с людьми.
Анализируя трудности, которые возникают у ребёнка с особенностями развития, а так же путём систематизации научной литературы нами были выделены следующие условия успешной интеграции:
Ранняя помощь ребёнку, специальная подготовка по социализации.
О необходимости, важности раннего выявления нарушений (на первом году жизни) и проведении коррекционной работы с первых месяцев жизни, говорят многие авторы: Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко и др., так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка - того уровня развития, который позволят ему обучаться в массовом учреждении.
Хотя осуществление ранней коррекции отклонений скорее условие, в которое обеспечивает возможность интеграция дошкольника с отклонениями в развитии. Группа авторов по созданию комплексной модели помощи людям с нарушениями развития в Санкт-Петербурге под руководством Пальмова О. И, Мухамедрахимова Р. Ж и др., рассматривала работу Службы ранней помощи, как важную составляющую процесса интеграции ребёнка в среду нормально развивающихся сверстников. В ходе этой работы у ребёнка появляется готовность к интегрированному обучению и воспитанию.
Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко определяют готовность, как «внутренние» показатели успешной интеграции, в которую включены:
Уровень психофизического и речевого развития ребёнка, соответствующий возрастной норме или близкий к ней.
Возможность овладения общим образовательным стандартом.
Психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению.
Так же о важности психологической подготовки ребёнка к интегрированному обучению, ссылается А. М. Зотова. В своей работе Пальмов О. И, Мухамедрахимов Р. Ж и др., выделяют критерии готовности ребёнка к переводу в группу интеграции:
Общество других детей не приводит ребёнка к дистрессу.
В обществе сверстников демонстрирует способность к параллельной игре.
Ребёнок использует некоторые навыки самообслуживания.
Ребёнок может формировать доверительные отношения с другим взрослым.
Психологическая и педагогическая работа с родителями, имеющими ребёнка с особенностями развития. Результатом этой работы должно явиться желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность родителей реально помогать своему ребенку в процессе обучения.
Специалисты отмечают, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы позволяет не только вывести на новый качественный уровень процесс развития ребенка, но и в значительной степени определяет процесс интеграции в общество человека с особыми потребностями. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее число детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома.
Родители и родственники детей с особенностями развития, являются полноправными членами коллектива взрослых, осуществляющих интегрированное воспитание.
Работа и оказание помощи специалистам по вопросам интегрированного обучения и воспитания, результатом которой является готовность специалистов оказать помощь и влияние на принятие ситуации интегрированного обучения.
Когда интегрированное обучение проводится лишь по желанию родителей, без учёта мнения специалистов, оказывается, что оно эффективно только для незначительной части детей. Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.
Информация по педагогике:
Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин ...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в
9-м классе в новой форме
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по м ...
Результаты анализа условий в отдельных ДОУ г. Красноярска
На основе результатов первого этапа работы нами были проанализированы площадки ДОУ, которые заявляют у себя наличие интегрированных групп. Объектом второго этапа исследования являются детские дошкольные учреждения, где существует интегрированная группа. Предметом исследования являются условия в учр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.