Классификация личностно-ориентированных моделей
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:
социально-педагогическая;
предметно-дидактическая;
психологическая.
Различие этих моделей можно представить в виде таблицы (Таблица 2).
Таблица 2 Классификация личностно-ориентированных моделей
|
Социально-педагогическая |
Предметно-дидактическая |
Психологическая | |
|
Цель |
Воспитание личности по заданному образцу |
Усвоение ЗУН, фактолология |
Развитие личности, индивидуальных познавательных потребностей когнитивного стиля. |
|
Средства |
Коллектив (борьба с второгодничеством), педагогика требований, поощрения и наказания, репродуктивные методы обучения (простое повторение по образцу), акцент на простейшие учебные навыки. |
Дифференциация содержания знаний (физико-математические школы и спецшколы), дифференциация учащихся по освоению ЗУН, статическое учебно-психологическое тестирование, увлечённость теоретическими аспектами обучения, попытки создания концепций развивающего обучения, опережающего обучения |
Элективная дифференциация, выявление стратегий познания, изучение и развитие когнитивного стиля ученика и обучающего стиля учителя, изменение роли и функций учителя, создание технологий "обучение учению", рефлексия разнообразия стратегий обучения, обмен стратегиями между учащимися |
|
Критерий оценки |
Соответствие / несоответствие образцу |
Бальная система отметок, средний балл аттестата |
Качественные. Продвижение по персональной траектории |
Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был её конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, "усреднённый" вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п.
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, "борьба" с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т. п.).
Информация по педагогике:
Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков
Социальная работа все чаще становится предметом многостороннего научного анализа. Например, в работе М. Пэйна рассматриваются вопросы институционализации социальной работы, её взаимоотношения с социальной политикой, теоретические основы развития социальной работы. Автор отмечает, что социальная раб ...
Интерактивное взаимодействие учителя
и учащихся
Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен т ...
Психолого-педагогические основы игровой деятельности
В отличие от иных видов деятельности игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере станов ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.