На основании вышеизложенного, с учащимися можно выделить следующие виды графического пользовательского интерфейса:
простой: типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, обеспечиваемые самой подсистемой графического пользовательского интерфейса;
истинно-графический, двумерный: нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, реализованные собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
трёхмерный.
При этом следует акцентировать внимание учащихся на требованиях к хорошему графическому интерфейсу – концепции "делай то, что я имею в виду" или DWIM (англ. Do What I Mean). DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо, чтобы пользователь заранее интуитивно понимал, какое действие выполнит программа после получения его команды. Так же в конце урока, после анализа интерфейсов различных приложений учащиеся могут самостоятельно сделать вывод о том, что в настоящее время графический пользовательский интерфейс является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.
Во время проведения практических занятий при обучении основам пользовательского интерфейса целесообразно разделить всю практическую деятельность учащихся на три этапа:
Использование интерфейса командной строки GNU/Linux
Использование графического интерфейса GNU/Linux
Сравнение интерфейса командной строки и графического интерфейса
При таком разделении, у учащихся появляется возможность на основании изученного материала самостоятельно сделать выводы о целесообразности использования различных интерфейсов. Рассмотрим содержание каждого этапа в следующем параграфе.
Перед началом практических занятий, учащимся следует напомнить, что у многих версий системы GNU/Linux имеется графический интерфейс пользователя, схожий с популярными интерфейсами, примененными на компьютерах Apple и впоследствии в операционной системе Windows. Однако многие пользователи до сих пор предпочитают интерфейс командной строки, называемый оболочкой (shell). Подобный интерфейс значительно быстрее в использовании, существенно мощнее, проще расширяется и в определенных ситуациях позволяет существенно оптимизировать свои действия.
Учителю важно пояснить, что когда оболочка операционной системы запускается, она инициализируется, а затем выводит на экране символ приглашения к вводу (обычно это знак доллара или процента) и ожидает, когда пользователь введет командную строку.
Также важно пояснить учащимся механизм выполнения набранных пользователем команд: после того как пользователь введет командную строку, оболочка извлекает из нее первое слово и ищет файл с таким именем. Если такой файл удается найти, оболочка запускает его. При этом работа оболочки приостанавливается на время работы запущенной программы. По завершении работы программы оболочка снова печатает приглашение и ждет ввода следующей строки. Здесь важно подчеркнуть, что оболочка представляет собой обычную пользовательскую программу. Все, что ей нужно, – это способность ввода с терминала и вывода на терминал, а также возможность запускать другие программы.
Перед проведением практического занятия необходимо обсудить с учащимися наличие у каждой команды своих параметров, которые могут быть переданы запускаемой программе в виде текстовых строк – аргументы. Например, командная строка вида ср src dest запускает программу ср (копирование) с двумя аргументами src и dest. Эта программа интерпретирует первый аргумент как имя существующего файла. Она копирует этот файл и называет его копию dest. Аргументы, управляющие работой команды или указывающие дополнительные значения, называются флагами или ключами и по соглашению обозначаются знаком тире. Тире требуется, чтобы избежать двусмысленности.
Разработку практических заданий для данного этапа следует производить опираясь на требования к разработке дидактического материала, указанные в первой главе. Для репродуктивного уровня целесообразно предложить учащимся задания не требующие дополнительных знаний, включающие в себя те команды оболочки, которые были разобраны во время объяснения нового материала или подготовки к практической работе. Одним из таких заданий может стать задание на вывод содержимого определённого каталога. Для продуктивного уровня учащимся можно предложить задания, требующие использование дополнительных сведений по командам оболочки, например запись команды для рекурсивного удаления папок. В качестве задания для творческого уровня целесообразно предложить исследовательские задания, подразумевающие гораздо большую самостоятельность учащихся как при нахождении информации, так и при выполнении задания. В качестве такого задания можно предложить создание командного файла оболочки – скрипта. Для выполнения данного задания учащиеся могут воспользоваться как специальными материалами, которые подготовил учитель, так и встроенной справкой командной строки. Таким образом станет возможным активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, которое обеспечит ему возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения знаниями.
Информация по педагогике:
История и современное состояние письма у младших школьников
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...
Оценка уровня сформированности самостоятельности и трудолюбия
у младших школьников
Чтобы оценить уровень самостоятельности и трудолюбия у младших школьников, мы провели анкетирование на базе МБОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Двужильного» г. Кемерово. В исследовании принимали участие ученики начальных классов. В анкетировании участвовало ...
Динамика процесса самообразования личности на пути достижения жизненного
успеха
Эффективность современных образовательных технологий в развитии самообразования оценивается с двух равноценных результатов: с одной стороны – вооруженность выпускников образовательных учреждений хорошо организованными и систематизированными знаниями об основах научной картины мира; хорошо системати ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.