Следующий компонент X Window System, который следует рассмотреть с учащимися – менеджер (диспетчер) окон – приложение, определяющее интерфейс и взаимодействие с пользователем. Необходимо сделать акцент на том, что в операционной системе GNU/Linux пользователь может выбрать любой оконный менеджер по своему усмотрению. Различные менеджеры окон могут отличаться такими показателями, как:
Возможности настройки внешнего вида и функциональности;
способы запуска различных приложений;
средства настройки и управления окружением;
наличие и взаимодействие с несколькими рабочими или виртуальными столами;
потребление оперативной памяти и прочих ресурсов компьютера;
степень интеграции со средой рабочего стола, предоставляющим более полный набор средств для взаимодействия с операционной средой и различных пользовательских приложений.
На данном этапе с учащимися рассматриваются конкретные функциональные и визуальные компоненты графического интерфейса. Поэтому целесообразно предложить задания на установление соответствия между внешним видом элемента и его описанием или названием.
В заключении практического занятия, после рассмотрения и выполнения заданий в интерфейсе командной строки и графическом интерфейсе целесообразно рассмотреть задания подразумевающие сравнение этих двух интерфейсов. На данном этапе работы учащиеся смогут самостоятельно применять усвоенную на уроке информацию и опираться на свой субъективный опыт работы с различными интерфейсами. В качестве учебного задания можно рассмотреть сравнение процесса создания и удаления папок как по-одиночке, так и рекурсивно. Учащимся предлагается заполнить таблицу в которой отражены следующие характеристики: время затрачиваемое на выполнение работы и степень удобства работы. После заполнения таблицы учащимся предлагается самостоятельно сделать выводы о целесообразности использования различных интерфейсов в зависимости от поставленной задачи.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Апробация данной работы проходила в 8 классах общеобразовательной школы. В рамках исследования был проведён личностно-ориентированный урок по теме "Основы пользовательского интерфейса" с использованием свободной операционной системы GNU/Linux. По истечении урока учащимся были розданы анонимные анкеты.
По результатам экспериментальной работы было отмечено, что в целом повысилась результативность обучения по данной теме и, можно сделать следующие выводы:
Преподаваемая тема вызвала повышенный интерес, в результате чего возросла мотивация учащихся;
Учащиеся смогли реализовать свой творческий потенциал;
Предложенные задания позволяют использовать в повседневной жизни результаты решенных задач продуктивного и творческого уровня;
Повысилась адаптация учащихся к пользовательским интерфейсам различных систем;
Возросла мотивация учащихся к использованию свободного программного обеспечения для решения повседневных задач.
В данной главе были рассмотрены и проанализированы учебные пособия по информатике и ИКТ для основной и старшей школы, рассмотрено содержание обучения основам пользовательского интерфейса и парадигмы интерфейса пользователя. Также рассматривалась организация практической работы по теме "Основы пользовательского интерфейса" с учетом требований предъявляемых к разработке личностно-ориентированных уроков и их дидактического обеспечения.
В результате раскрытия данной темы было выявлено, что необходимо рассматривать не только пользовательский интерфейс определенной операционной системы и программы, а пользовательский интерфейс вообще – начиная от рассмотрения его возникновения и многообразия, до рассмотрения примеров конкретных элементов, общих для различных приложений и операционных систем. Для наиболее полного раскрытия учебной темы учителю приходится пользоваться учебниками, предназначенными не только для основной школы, но и учебниками, предназначенными для старшей школы. При этом следует учитывать опыт и психологические особенности самих учащихся, это позволит создать на уроке атмосферу заинтересованности, где учащиеся смогут высказаться и творчески себя проявить.
Во время проведения практических занятий при обучении основам пользовательского интерфейса следует разделить всю практическую деятельность учащихся на три этапа: использование интерфейса командной строки GNU/Linux, использование графического интерфейса GNU/Linux и сравнение интерфейса командной строки и графического интерфейса. При таком разделении, у учащихся появляется возможность на основании изученного материала самостоятельно сделать выводы о целесообразности использования различных интерфейсов.
Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. На уроках информатики этому способствует применение средств ИКТ.
Информация по педагогике:
Особенности учебной деятельности
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, ...
Площадь круга
Формула для вычисления площади круга вводится в VI классе. Перед тем, как записать формулу для площади круга, учащиеся выясняют зависимость между длиной окружности и ее диаметром. Важно, обратить внимание учащихся на отношение , ( – длина окружности, а – ее диаметр) и показать, что для любой окружн ...
О понятии интеграции
Обращаясь к понятию интеграции, необходимо отметить, что одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития, заложил Л. С. Выготский. Учёный указывал, что при всех дост ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.