Многие слабо подготовленные выпускники ошибаются при объяснении особенностей возрастной структуры населения стран, так как сравнивают абсолютные значения вместо процентных долей. При определении показателя естественного прироста населения они делят значение -сказателя рождаемости на значение показателя смертности и т. п. В действующих учебно-методических комплектах по географии имеются тренировочные задания, предназначенные для отработки соответствующих умений, но их, видимо, недостаточно. В связи с этим для учащихся, не овладевших этими несложными умениями, целесообразно предусмотреть дополнительные упражнения. В качестве раздаточного материала при этом могут быть использованы картосхемы, диаграммы и статистические таблицы.
Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи. В практике обучения преобладают задания, указывающие учащимся, какие именно данные в атласе или статистическом источнике следует найти, сравнить, проанализировать и т.д. В результате, встречаясь на ЕНТ с заданиями, включающими избыточную (как любой реальный источник географических знаний) информацию, экзаменуемые пытаются привлечь для решения той или иной задачи все сведения. Для формирования умений, нужных для решения таких задач, требуется соответствующая тренировка учащихся. При создании необходимых для этого заданий учителю также рекомендуется использовать опубликованные материалы ЕНТ.
Способствовать повышению эффективности образовательного процесса по географии может использование в практике работы учителя не только отдельных задании, но и многих других элементов системы оценивания образовательных достижений учащихся, апробированной в рамках ЕНТ.
В условиях отсутствия детализированных требований к уровню подготовки учащихся по географии большинство учителей при определении планируемых результатов обучения по отдельным темам использует рекомендации, содержащиеся в методических пособиях, входящих в состав современных учебно-методических комплектов. Эти рекомендации позволяют правильно выделить элементы содержания, которым следует уделить основное внимание в учебном процессе, определить основные виды деятельности учителя и учащихся на уроках. При определении объема новых знаний главным ориентиром становится содержание учебников. Некоторые из них включают избыточный материал, что часто приводит к перегрузке учащихся, к нехватке учебного времени для отработки и закрепления многих ключевых знаний и умений.
Все задания, используемые в ЕНТ, проходят строгую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания географического образования, зафиксированным в стандартах требованиям к уровню подготовки выпускников. Опубликованные материалы открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий по географии включают подборки заданий по всем разделам и темам обязательных минимумов содержания школьного географического образования. Хотя опубликованные задания не охватывают полностью все вопросы, изучаемые в курсах школьной географии, они могут являться дополнительным ориентиром при планировании глубины изучения того или иного материала, помочь при определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения того или иного уровня овладения географическими знаниями и умениями, что будет содействовать более рациональному использованию учебного времени.
Задания, апробированные в рамках ЕНТ, целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с выпущенными в последнее время новыми пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Эти пособия предназначены для тематического и итогового контроля и включают значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные заданиям ЕНТ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и включают задания для проверки сформированное умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности применять знания и умения для решения различных задач. Использование апробированных в рамках ЕНТ заданий при текущем контроле, с одной стороны, позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, а с другой — подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.
Информация по педагогике:
Методические разработки по теме "ванадий и его соединения"
Тема. Ванадий. Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения и применении ванадия и его соединений. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приведена в электронном учебном пособии). Содержание урока соответствует части IV.9 электронного учебно ...
Природные и
техногенные ресурсы, свойства, производство и потребление
Немецкий химик Ф. Вёлер, изучая образцы мексиканской свинцовой руды, доказал, что эритроний и ванадий — один и тот же химический элемент. В итоге элемент сохранил название "ванадий", а его первооткрывателями считают двух ученых: А. М. дель Рио и Н. Сефстрёма. Металлический порошок ванадия ...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент, освоивший программу первого уровня должен знать: ‑ Основные законы электротехники. ‑ Основные типы электрических машин и трансформаторов и особенности их применения. ‑ Основные типы и области применения электронных приборов и устройств. ум ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.