В то же время включение в практику работы учителя используемых в ЕНТ заданий не должно становиться самоцелью, а оставаться средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса, направленного на достижение целей изучения географии в средних общеобразовательных учреждениях.
Естественным является то, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме ЕНТ каждый учитель стремится к тому, чтобы его выпускники продемонстрировали на экзамене как можно более высокий уровень подготовки. К ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к простому «натаскиванию» на выполнение различных заданий.
Следует констатировать существование проблемы, связанной с организацией подготовки выпускников к ЕНТ по географии в условиях отсутствия в учебных планах выпускного класса большинства школ предмета «География». Универсального решения этой проблемы не существует. Возможна организация факультативных занятий (имеются методические пособия для учителя, включающие подробные тематические разработки для организации повторения школьного курса географии), но не в каждой школе в выпускных классах найдется достаточное для организации таких занятий количество выпускников.
Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕНТ.
Единое национальное тестирование стало мощным фактором, влияющим на состояние и развитие школьного географического образования. Разработка контрольных измерительных материалов (КИМ) ведется под руководством Научно-методического совета, в который входят авторы школьных учебников географии, разработчики образовательных стандартов, видные ученые-методисты, преподаватели географических факультетов вузов. Все варианты КИМ проходят строгую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания образовательных стандартов и зафиксированным в них требованиям к уровню подготовки выпускников. Публикуемые варианты КИМ дают учителям ориентиры, помогающие определить планируемые результаты обучения по отдельным темам.
Информация о результатах ЕНТ каждый год становится предметом пристального внимания широких кругов педагогической и географической общественности. Министерством образования и науки ежегодно готовятся методические письма о преподавании географии в средней школе с учетом результатов ЕНТ.
Об уровне трудности заданий ЕНТ существуют два диаметрально противоположных мнения. Некоторые учителя считают, что часть вопросов выходит за рамки требований школьной программы, что «ответов на них нет ни в одном школьном учебнике». Действительно нет. Для ответа на них следует хоть чуть-чуть подумать. И учить детей думать гораздо важнее, чем требовать от них зазубривания содержания учебников. От представителей вузов приходится слышать, что задания ЕНТ настолько элементарны, что не позволяют выявить достойных стать студентами.
Задания базового уровня действительно элементарны для отличников, которых гораздо меньше, чем мест на географических факультетах вузов нашей страны, и непосильны для двоечников; задания высокого уровня трудности позволяют отделить «звездочек» от просто хорошо подготовленных детей.
При отнесении любого задания к тому или иному уровню трудности учитывается два критерия: значимость проверяемого элемента содержания как части общеобразовательной подготовки выпускника (для заданий базового уровня) или как части подготовки абитуриента (для заданий повышенного и высокого уровней) и эмпирически выявляемая трудность задания, показателем которой является реальный процент правильного выполнения задания на экзамене.
Но если вспомнить, то в первые годы проведения ЕНТ по географии реальный уровень подготовки выпускников значительно не дотягивал до планируемого. Так, с заданиями базового уровня должны справляться не менее 60% экзаменуемых.
Существует мнение, что полномасштабное введение ЕНТ сведет обучение географии в школе к «натаскиванию» детей на выполнение экзаменационных заданий, выхолащиванию школьной географии. Но можно ли говорить о «натаскивании», когда речь идет о важнейших базовых элементах содержания школьного географического образования?
Информация по педагогике:
Методика подготовки к ЕНТ
Эксперимент по введению единого государственного экзамена по географии проводится в нашей стране с 2004 г. За это время в ЕНТ по географии приняли участие более 60 000 тысяч выпускников. Во многих регионах страны ЕНТ стал привычной формой итоговой аттестации, главные преимущества которой — совме ...
Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины
Моделирование и исследование электрических цепей и устройств с установкой параметров реальных устройств, используемых в лабораторном практикуме, а также с установкой параметров, приводящих к аварийным режимам, недопустимым в реальном эксперименте. Рекомендуется проводить в компьютерном классе. Прак ...
Методика введения средств решения знаменитых задач древности
Средства решения задач вводятся как исторический материал. Учащимся сообщается, какой ученый и в каком веке достиг результата, в чем заключается способ решения. Описание способов решения задач выдается в виде текстов с поставленными к ним вопросами и заданиями. Задачами детей являются: изучение вве ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.