Как известно, недостаточная двигательная активность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болезни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизора. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология — это нарушение жирового обмена.
Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, подвижные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физиологической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.
Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регулирующей функции мозга, в частности нарушается регуляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.
Усиленная работа мышц обеспечивает также условия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.
Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отличаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятельности их в школе.
Мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития является закаливание. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль закаливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского организма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с раннего возраста.
Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование природных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и температурные условия детских учреждений, соответствующая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.
Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);
соблюдение гигиенических правил;
регулярное, достаточное и полноценное питание;
устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка, его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
Информация по педагогике:
Методика социального патронажа и надзора
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социал ...
Об организации досуга детей
Грамотная организация досуга отвлекает детей от улицы, от групп асоциальной направленности. Дети получают полезные знания, умения, навыки, усваивают социально приемлемые моральные нормы, вырабатывают ценностные ориентации и жизненные планы, самореализуются в различных видах полезной деятельности, а ...
История и современное состояние письма у младших школьников
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.