Как известно, недостаточная двигательная активность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болезни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизора. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология — это нарушение жирового обмена.
Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, подвижные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физиологической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.
Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регулирующей функции мозга, в частности нарушается регуляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.
Усиленная работа мышц обеспечивает также условия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.
Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отличаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятельности их в школе.
Мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития является закаливание. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль закаливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского организма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с раннего возраста.
Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование природных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и температурные условия детских учреждений, соответствующая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.
Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);
соблюдение гигиенических правил;
регулярное, достаточное и полноценное питание;
устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка, его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
Информация по педагогике:
Профессиональные позиции педагога
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предос ...
Стимулирование как
проблема исследования
Научному изучению причин активности человека, их детерминации положили начало великие мыслители Древней Греции и Рима – Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций и другие. Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Анализ литературных ист ...
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.