Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 12

После этого педагог рассказывает о самом празднике – Крещении Господнем. В этот день, по преданию, на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Главное событие дня – водосвятие (освещение воды в проруби – иордани). Торжественный крестный ход, молебствие. Народ верил: прорубь и место вокруг ее обладают чудесной силой. Славой венчали удальцов, кто купался в проруби. На Крещение устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около иордани, а парни выглядывали себе невест. Каталог праздничных услуг: организация корпоративных праздников

Разумеется, педагог может познакомить детей с разнообразными гаданиями, ведь Крещенский сочельник (18 января) – главный вечер святочных девичьих гаданий. Желательно рассмотреть иллюстрации на эту тему, послушать стихи А. С. Пушкина.

В заключении можно предложить ребятам послушать специальные гадальные (подблюдные) песни с характерным названием. Подблюдными они назывались потому, что во время гаданий неотъемлемым атрибутом было блюдо. Гадания с использованием подблюдных песен имели характер предсказаний, в которые глубоко верили. Поэтому песни заканчивались устойчивым припевом: «Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется, Слава!»

На Крещение святочные веселья заканчивались. Между тем к весне сделан первый шаг! Не случайно в народе говорят: «Январь – весне дедушка».

Занятие «Святочные вечерки» нацелено на закрепление и обобщение знаний детей о праздниках новогодне-рождественского цикла, о зимних приметах, гаданиях, верованиях.

Педагог может начать занятие с вопросов: как в народе назвали месяц январь? Что вы знаете о Новом годе? Какие еще есть праздники в январе? Выслушав ответы детей, он обобщает и уточняет их.

Затем педагог сообщает, что наиболее популярной формой молодежного досуга на Святки были посиделки («игрища», «вечерки»). Молодежь собиралась по вечерам в какой-нибудь избе, водила хороводы, разыгрывала песенные сценки-инсценировки, сюда же приходили ряженые, смешили и пугали людей, на вечерках девушки гадали . Святочные вечерки играли немаловажную роль в семейной обрядности, ибо здесь зачастую и складывались будущие пары. Суть многочисленных святочных хороводов сводилась обычно к выбору невесты парнем, завершавшимся традиционным поцелуем: двое ходят, двое бродят, двое сойдутся, двое обоймутся, поцелуются . На святочных вечерках разыгрывались и сватовство, и женихание, и сами свадьбы, в которых парень «женился» на девушке.

Дети вместе с воспитателем заводят хоровод «Было у матушки 12 дочерей», играют в русскую народную игру «Княгини» да мы до вас пришли», вспоминают знакомые песни, танцы, частушки, пословицы, поговорки, импровизируют на народных музыкальных инструментах.

Важно отметить также, что на посиделках молодежь сочиняла сказки, предложить детям придумать свою сказку. Затем воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и в конце занятия присваивает звание «Лучший сказитель группы».

Задача занятия Русский перепляс – познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода, закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках, обогащать музыкальный словарь на основе усвоения специальных терминов из области пластического искусства.

Это знакомство может проходить в форме игры с элементами рассказа педагога, помогающего детям понять содержание, сюжет хоровода; настроение, характер движения. Например, хороводный шаг – гуляние по лугу, по поляне; топающий шаг – прогулка по первому снегу.

Важно, чтобы дети правильно, ритмично и красиво выполняли тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировали движением на смену частей или характера музыки.

На занятии разучиваются танцевальные элементы народных хороводов, плясок и кадрилей: «гармошечка», «козлик», «моталочка», «ковырялочка», «елочка», «разножка», а также отдельные построения: «шен», «шторки» и т. д. Эффективность выполнения того или иного движения достигается за счет понимания детьми характера движения. При этом очень важен выразительный и грамотный показ педагога. Он подводит детей к пониманию того, что «козлик», «ковырялочка», «разножка» выполняются весело, задорно, шутливо. Вся фигура танцора, мимика лица, движения рук и ног должны соответствовать данному характеру. А такие движения, как хороводный шаг, шаг с притопом, с припаданием – вписываются в хороводы напевного, протяжного, широкого танцевального характера. Поэтому их выполнение должно строиться на внутреннем сосредоточении, эмоционально-приподнятом настроении, характерном для русского традиционного танца.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация по педагогике:

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Математическая игра как форма внеклассной работы по математике
На сегодняшний день существуют различные формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися. К ним можно отнести: Математический кружок; Школьный математический вечер; Математическая олимпиада; Математическая игра; Школьная математическая печать; Математическая экскурсия; Математические ...

Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru