Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят, творческую инициативу, лучше привлечь игру. Каждый танец, каждое движение предваряется игровым образом. Народные песни нужно не просто петь, а «играть», как в старину. Каждая песня – маленькая сценка, и участвовать в ней может каждый. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, ведь они знакомят детей с русским народным творчеством, создают соответствующий настрой, заранее готовит детей к эстетическому восприятию музыкально-поэтических образов.
Перечисленные занятия относятся к теме «Христианские праздники». Дети узнают, что на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Православие – основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи информации детям об этих праздниках могут быть разнообразными.
На занятии «Вербное воскресенье» следует рассказать ребятам о существующем с давних времен поверье, что расцветающее дерево, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми». Можно разучить хоровод «Верба, верба». Дети идут по кругу, а стоящий в центре круга воспитатель с пучком веток, шутливо стегает детей ветками вербы, спрашивая при этом: «Верба хлест?».
Важно сообщить детям, что на Вербное воскресенье, перед Пасхой, было принято устанавливать вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещетки, пищалки и другие детские забавы. На вербных базарах проходили различные выставки, например, цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.
Затем педагог предлагает поиграть в такую ярмарку, где ребята сами будут и продавцами, и покупателями. Обращается внимание на то, чтобы лучше зазвать покупателей, расхвалить свой товар, чтобы он быстрее продался. Дети пробуют себя в различных ролях, вспоминают знакомые потешки, прибаутки, заклички, разыгрывают небольшие шуточные сценки, небылицы. Хорошо, если несколько заранее подготовленных детей покажут сценку театра Петрушки.
В заключении можно предложить ребятам сыграть в оркестре на народных музыкальных инструментах и поплясать в свободной пляске.
Задача занятия «Светлое Христво Воскресение» – познакомить детей с праздником Пасхи, со старинными русскими обычаями, играми, в ходе которых дети проникаются этим добрым и светлым праздником.
Начать занятие можно рассказом педагога о смысле и значении праздника. Педагог сообщает, что Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но он победил смерть, воскрес и открыл людям путь к вечной жизни. Кроме того, дети узнают об обычае выпускать птиц на волю весной, на Благовещение, в память той радости, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя Мира.
После этого педагог может прочитать библейскую литературу по этой теме, рассмотреть с детьми иллюстрации и побеседовать о прочитанном, рассмотреть икону «Воскресение». Пусть дети послушают церковную и народную музыку, в том числе увертюру Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник», пасхальные песнопения в записи.
Затем педагог рассказывает детям об одном из оригинальных пасхальных обычаев – «хождение волочебников» (певчих, песенников). Следует отметить, что это то же колядование, но приуроченное к Пасхе.
Разучиваются хороводы, игры, колядки, стихи русских поэтов об этом празднике. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх.
Можно сообщить детям и о том, что много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание крашенок – расписных яиц. Дети по очереди подходили к «катку» и катили свое яйцо. Участники игры забирали предметы, сбитые яйцом, или те, которых оно коснулось.
Информация по педагогике:
Цели, задачи, функции, требования математической
игры
Как уже говорилось выше основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях о математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. Так же можно выделить и следующие цели применения математических иг ...
Задачи и содержание умственного развития
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процес ...
Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в
педагогической литературе
Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме «восходящей лестницы», а по схеме «драматического произведения» - воспроизведение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указы ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.