Второе занятие по данной теме – «Широкая масленица» – можно начать с повторения сведений, полученных на предыдущей встрече. Ребята повторяют частушки, дразнилки, масленичные песни.
Переходя к знакомству с новым материалом, педагог подчеркнет, что в России на масленицу принято было делать чучело из соломы, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где в основном и проходили все масленичные развлечения. В последний день праздника чучело сжигали, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду; пепел разбрасывали по земле, чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что, имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.
Затем можно предложить детям вместе сделать чучело Масленицы, нарядить его и поиграть, как-будто встречая ее, вспоминая при этом ласковые, народные выражения. Хорошо, если дети вспомнят песни о зиме, масленице, заведут хороводы вместе с воспитателем.
А какой народный праздник без игр, без качелей и каруселей? Исполняется танец-игра «Веселая карусель», игры: «Перетягивание каната», «Будь ловким», «Звонарь», «Горелки» и др., инсценируется русская народная песня "Как на тоненький ледок".
Педагог сообщает, что последний день масленичной недели называют прощеным воскресеньем. В этот день люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды, несправедливые слова. Это очень хороший древний обычай, не следует забывать о нём. После этого предлагает детям последовать этому доброму обычаю, поклониться друг другу в пояс, обняться и простить друг другу все обиды.
Целесообразно устроить в детском саду выставку «Широкая масленица», на которой будут представлены рисунки ребят, аппликации на темы, связанные с зимними развлечениями, масленицей. В течение всей недели дети по группам могут посещать выставку.
На следующем занятии дети готовятся к проведению традиционного зимнего праздника «Проводы русской зимы», который проводится на улице. Вместе с педагогом ребята распределяют роли любимых детьми сказочных персонажей, подбирают и изготавливают элементы костюмов, проявляя при этом свое умение и вкус. Разумнее всего провести данное занятие на материале предстоящего праздника. Дети инсценируют фрагменты сказок, исполняют песни, пляски, игры.
На прогулке следует обратить внимание детей на погоду: солнышко пригревает, сосульки «плачут», чувствуется приближение весны. Можно поиграть в горелки; поскакать на одной ножке и прокричать весеннюю закличку: «Приходи, весна! Приходи, красна!»
Перед праздником необходимо провести большую предварительную работу со всем коллективом взрослых, которые будут принимать участие в празднике. Для успешного его проведения желательно использовать технические средства. Спортивная площадка или участок детского сада украшаются цветными флажками, гирляндами, воздушными шарами, большими расписными плоскостными матрешками. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки, расписные платки, шали. Заранее можно сделать снежную крепость, ледяные горки, дорожки.
На празднике много сказочных героев: Емеля, Петрушка, Снеговик, Баба Яга, Снегурочка, Дед Мороз, Весна и др. Каждый персонаж представляется детям по-своему. Они играют с ребятами в игры, весело пляшут, используя знакомые плясовые движения, загадывают загадки, катаются на санях, играют в снежной крепости. После игр сжигается чучело Масленицы и закличкой зазывается Весна. В заключение праздника все угощаются горячими блинами.
В свободной самостоятельной деятельности дети разыгрывают «масленицу» с забавами, потехами, зимними играми, ходят друг к другу в гости (группа к группе) на чаепитие со сладостями. Воспитатели заранее распределяют роли «гостей» и «хозяев», накрывают общий стол с самоваром. Во время таких посиделок «хозяева» показывают «гостям» кукольный театр или что-либо другое (по выбору воспитателя), дети вместе танцуют, поют песни, играют, веселятся.
Цель последующих трех занятий; объединенных в блок «Русский сувенир», знакомство детей с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой, жостовской росписью, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа.
Информация по педагогике:
Анатомо-физиологические особенности возраста
а)Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. ...
Типовые различия в характеристиках
компонентов математических способностей
Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...
Становление и развитие теории и практики проектного обучения в школе
Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектировани ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.