Закончить занятие можно кубанским переплясом. Весьма эффективным приемом работы в данном случае может быть выполнение детьми характерных танцевальных движений (кубанских перетопов) за воспитателем, показ лучшего детского исполнения. Жест, движение, пластика обогащают эмоциональное состояние ребят, способствуют естественному выражению того или иного чувства, переживания.
Перечисленные занятия относятся к блоку «Это русская сторонка – это Родина моя!»
Задача первого занятия – «Богатыри земли русской» – познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Это знакомство может проходить в форме игры с элементами рассказа педагога. С детьми можно заранее разучить пословицы о Родине, потешки, считалки, народные игры, хороводы: «Земелюшка-чернозем», «У меня ль во садочке», «Лебедушка» и др. Следует обратить большое внимание на дикцию детей, правильное пропевание окончаний слов, особенно на слог «ся», т. к. таких слов очень много в русских народных песнях: «уродился», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д. Если дети затрудняются спеть песню в подлиннике (т. е. в данной тональности), то допускается транспонирование песни на полтона вниз, или, наоборот, повышение тональности на полтона.
В начале занятия педагог рассказывает детям о том, что «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов . Много есть на свете кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Это занятие проводится 21 ноября – в Михайлов день, который считался покровителем воинов. Педагог подчеркивает, что русские люди крепко любили свою Родину и храбро защищали от врагов. Знали, что отстоять ее можно, если «Один за всех, все за одного». «Русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили». Здесь уместно рассказать об оружии и доспехах древнерусских воинов, об их ратных подвигах, исторических героях, например, Александре Невском, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Можно прочитать отрывки из былин о богатырях русских, рассмотреть иллюстрации к ним.
Желательно послушать музыкальные произведения-отрывки из «богатырской симфонии» А. Бородина и симфонической кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.
Переходя к следующему этапу занятия, педагог подчеркивает, что русские люди берегли родную землю, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березе белой, травушке шелковой. Дети водят хороводы, исполняют песни, играют на русских народных инструментах. Педагог закрепляет у детей знания, полученные на музыкальных занятиях, работает над качеством движений, обучает некоторым приемам игры на народных музыкальных инструментах, закрепляет знание детьми музыкальных терминов.
Второе занятие по данной теме – «Гусли звончатые» – познакомит детей со свойствами и особенностями народных музыкальных инструментов. Дети слушают звучание оркестра русских народных инструментов, «Былинные наигрыши» в исполнении Д. Локшина (гусли), находят общее и различное у народных инструментов, учатся различать их тембровую окраску, импровизировать на них, знакомятся с определениями «народная музыка», «народный оркестр».
Знакомя детей с такими русскими народными инструментами как жалейка, рожок, гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, колотушка и др., необходимо сосредоточить внимание детей на изобразительности звука, сравнить его с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе можно предложить ребенку свои ассоциации, образы, а с возрастом у него появится свое видение и прочувствование музыкального произведения. На занятии следует показать изображения музыкальных инструментов, использовать иллюстрации из детских книг, репродукции картин русских художников. Хорошо, если с концертом выступят ученики городской музыкальной школы и дети смогут «вживую» услышать и увидеть баян, балалайку, домру.
Информация по педагогике:
Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания
окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. С точки зрения психологии ...
Песня. Её роль в
формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...
Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольном
учреждении
Обучение родному языку в дошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Здесь можно отметить ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.