Дети вместе с воспитателем разучивают купальские песни: «Приехала купаленка», «Купала, купала! Где ты летовала?», хоровод «Кострома», игры, загадки, пословицы.
Педагог может рассказать детям о дне 6 июля – Аграфена Купальница – канун праздника Ивана Купалы. Этот день считается началом купания, которое совершается торжественно, с песнями. На Руси исстари повелось париться в этот день утром в банях с разными лечебными и душистыми травами. Днем все купаются в реках, озерах, прудах, был и такой обычай. Все девушки расхаживали в лучших своих нарядах по домам и говорили: «Умойте!» А им в ответ давали что-нибудь из девичьих украшений: ленточки, бусы, сережки. Можно подарить своим девочкам простенькие ленточки или бусы, сделанные самими детьми из подручных природных материалов.
Праздник с детьми лучше провести днем. В жаркий день хороши будут и купанье, и озорное обливанье водой, в котором с удовольствием примут участие и дети, и взрослые. А попрыгать можно через костер, сделанный из крапивы. Верили люди, что в ночь на Ивана Купалу расцветает дивный цветок папоротника.
Педагог отмечает, что 12 июля отмечается день Петра и Павла, который почитался как праздник рыбаков. Можно поговорить с детьми об обитателях пресноводных водоемов, их образе жизни, названиях, отличиях, повадках.
Занятие «Спасовка-лакомка» желательно провести в начале августа. Дети узнают, что 2 августа – Ильин день. С этого дня идет поворот на осень, хотя летняя жара может простоять еще долго. С этого дня начинается жатва, самое ответственное время в году, от которого зависит, будут ли сыты дети, взрослые, старики. Педагог знакомит детей с особыми обрядами, которыми обычно обставляли начало жатвы – зажинки – и ее окончание – сножинки. Можно разучить с детьми русскую народную песню «Серпы золотые, жнеи молодые», пословицы – «Что август дал, тем мужик и живет целый год».
Особенно подробно педагог рассказывает о том, что в августе еще три праздника – три Спаса. В эти праздники происходят как бы смотрины результатов крестьянского труда. Много радостей ждет того, кто хорошо потрудился.
Первый спас (14 августа) – медовый, «спасовка-лакомка». Начинается выломка сот, делают медовые квасы. А в южной руси созревает мак. Пекут рулеты, печенье с маком, блины с маком. Молодежь водит хороводы с песней про мак. Дети разучивают игру «В маки». Можно угостить ребят старинным русским напитком – сбитнем.
Второй спас (19 августа) – «спас на горе», яблочный. В этот день отмечается праздник Преображение. В этот день в храмах освящались яблоки и другие плоды, пекли яблоки, пироги с яблоками, грибами и ягодами, со всем, чем одаривал лес, сад, огород. Можно поиграть с детьми а игру «Гороховая мучка».
Третий спас (29 августа) – ореховый, хлебный, «спас на полотне». В народе говорили «Третий спас хлеба припас». К этому времени в Центральной России поспевает лесной орех. Педагог объясняет детям, что 28 августа начинают праздновать окончание жатвы и праздник урожая переходит на день Третьего Спаса. Пекут пироги из нового хлеба, созывают родных, соседей пировать. Убрали хлеб! С этого времени начинаются осенние хороводы в городах и селах – праздник урожая!
Желательно разучить с детьми жатвенные песни, вспомнить знакомые хороводы, игры, покататься на качелях, запустить воздушных змеев. В праздник урожая украшается праздничный каравай, пекутся пироги с ягодами, фруктами, яблоками, грибами. Лета осталось – с воробьиный носок. Порадуйтесь напоследок его радостям!
Фольклорный материал, объединенный единой музыкально-литературной идеей, несет огромную воспитательную функцию – закладываются основы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.
Музыкальный репертуар к фольклорным
занятиям
1 блок - «Веселая ярмарка» | |||
Слушание |
Пение |
Движение |
Оркестр |
«Дубинушка» - рус. нар. п. «Сорочинская ярмарка» - муз. Мусоргского «Красный сарафан» - муз. А. Варламова «Выйду на улицу» - рус. нар. п. 4 Коробейники» - р. н. п. «Из-под дуба» -р. н. м. «Пойду ль я, выйду ль». Частушки в грамзаписи |
«Я на камушке сижу» - рус. нар. п. «Вейся, вейся, капустка моя» - рус. нар. п. «Где был, Иванушка?» - рус. нар. п. в обр. М. Иорданского «Как ходил-гулял Ванюша» - рус. нар. п. Обр. И. Арсеева «Меня матушка просила»- рус. нар. п. «Патока с имбирем» - рус. нар. п. «Виноград у нас в бору растет» - рус. нар. п. в обр. В. Кикты |
Хоровод «Огород» Хоровод «Капустка» Упр-е «Канава» -рус. нар. мелодия Упр-е «Полянка» Кадриль «Уж как по мосту, мосточку» -рус. нар. п., обр. И. Арсеева Игра «Плетень» -рус. нар. мелодии Игры со словами: - пахари и жнецы - трактора - дуйте ветры - мукомол - Ваня, Ваня, простота |
«Как под горкой» - рус. нар. п. «Скок, скок, поскок» - рус. нар. п. «Ворон» - рус. нар. приб., обр. Е. Тиличеевой «Патока с имбирем» - рус. нар. песня «Бай, качи, качи!»-рус. нар. п. в обр. М. Магиденко «Каравай» - рус. нар. п., обр. Т. Попатенко |
2 блок - «Осень в России» | |||
«Выйду ль я на реченьку»- рус. нар. п. «Белолица-круглолица» - рус. нар. п. «Калинка» - рус. нар. п. «Ох, ты, ноченька, ночка темная» - р. н. п. «У меня ль во садочке» - рус. нар. песня Календарные песни, заклички (осень) |
«Прялица» - рус. нар. п. в обр. Т. Ломовой «Во кузнице» - рус. нар. п. «На горе-то калина» - рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова «Дуня-тонкопряха» - рус. нар. п. «Уж я сеяла, сеяла ленок» - рус. нар. песня «Сеяли девушки яровой хмель» -рус. нар. песня |
Упр-я: - переменный шаг - Белолица - круглолица - р. н. м. - полуприседания с выставлением ноги на пятку - «Из-под дуба» рус. нар. м. - Танцы: «Прялица» -рус. нар. мелодия, «Каблучки» - р. н. м. Игры: «Ворон»,"Дед Сысой". |
«Калинка» -рус. нар. м. «Вей, вей, ветерок» - р. н. п., обр. М. Иорданского «Дождик»-рус. нар. песня, Обр. В. Фере «Во поле береза стояла»-рус. нар. п., обр. Н. Римского-Корсакова. |
3 блок – «Кубань моя – родимый край» | |||
«Здравствуй, наша Кубань» -муз Г. Пономаренко «Принимай, страна, наш кубанский хлеб»-муз. В. Захарченко «Посияла баба конопэль» - куб. нар. песня «Да в саду дерево цветет» -куб. нар. песня «Роспрягайте, хлопци, конэй» - куб. нар. песня, обр. В. Захарченко |
«Ой, на горе, калина» - куб. нар. песня «Корыто» - куб. нар. песня «Как на горке, на горе крутой» - куб. нар. песня в обр. Г. Плотниченко «Трава, моя трава» - куб. нар. песня «Ой, при лужку» -куб. нар. п. «Посею лебеду на берегу» - куб. нар. песня Кубанские частушки «Варенички» -куб. нар. п. |
«Кубанский перепляс» - куб. нар. песня «Роспрягайте, хлопци, конзй» в обр. В. Захарченко Игры: - котик - мой миленок маленький - тарантас | |
4 блок - «Это русская сторонка – это Родина моя!» | |||
«Родина моя» - рус. нар. п., обр. Н. Иванова «Как пойду я на быструю речку» -рус. нар. п., обр. А. Попова «Над полями, да над чистыми» - рус. нар. п. «Богатырская симфония» муз. А. Бородина (фрагменты) Кантата «Александр Невский» - муз. С. Прокофьева (фрагменты) «Былинные наигрыши» в обр. Д. Локшина |
«Земелюшка-чернозем» - рус. нар. песня в обр. Е. Тиличеевой «Во поле береза стояла» - рус. нар. песня в обр. Н. Римского-Корсакова «Уж ты поле, мое поле» - р. н. п. «Жил я у пана» -рус. нар. п. (шуточная) «Пошла млада за водой»-рус. нар. песня «Воробей» - рус. нар. песня «Славны были наши деды» - р. н. п. |
«Перепляс» -рус. нар. м. «У ворот, ворот» в обр. И. Арсеева Хоровод «У меня ль во садочке» - р. н. п. Хоровод «Лебедушка» -рус. нар. мелодия Упр-е-русский танцевальный шаг. «А я по лугу» - р. н. м. в обр. В. Агафонникова Хоровод «Гусельки» - р. н. п. в обр. М. Иорданского |
«Я на горку шла» - рус. нар. мелодия «А я по лугу» -рус. нар. м. «Полянка»-рус. нар. мелод. «Семеновна» -рус. нар. п., обр. В. Кикты «Заиграй, моя волынка» - рус. нар. песня в обр. Л. Осмоловской |
5 блок - «Зимушка-зима» | |||
«Камаринская» - рус. нар. мелодия в обр. П. Чайковского «Ах, вы сени» - рус. нар. песня Владимирские напевы «Пряха» - рус. нар. п. |
«Как на тоненький ледок» - р. н. п. в обр. Т. Попатенко «Посредине двора ледяная гора» - р. н. п. в обр. Ю. Слонова «Ой ты, зимушка-зима» - р. и. п., обр. Л. Олифировой «Коровушка» -рус. нар. песня |
Упр-е в ходьбе пружинящим шагом -«Как пошли наши подружки» - р. и. м., обр. М. Иорданского Пляска-инсценировка «Ах вы, сени» - р. н. п. Игра «Гори, гори ясно» - р. н. м. |
«Гори, гори, ясно» - рус. нар. м. «У кота воркота» - рус. нар. песня «Ах вы, сени» - рус. нар. п. |
6 блок - «Святки» | |||
«Тимоня» - рус. нар. мел. «Колокольные звоны» - грамзапись «Частушки» - грамзапись Святочные колядки «Здравствуй, гостья зима» - рус. нар. п. |
«Ах вы, сени» -р. н. п. «Было у матушки 12 дочерей» - рус. нар. песня Календарные песни: - воробушек летит - сею-вею, посеваю - приходила коляда - овсень,овсень - Христос Спаситель - по улице, да по широкой |
Парный танец с платками -рус. нар. полька в обр. Танцевальные движения: - гармошечка - моталочка - ковырялочка - козлик - елочка. Рус. нар. игры: «Княгини, да мы до вас пришли» -жмурки, каравай - пятнашки, теремок - кошки-мышки, пирог |
«Светит месяц» -р. н. м. «Во саду ли в огороде» - рус. нар. мелодия |
7 блок - «Честная масленица» | |||
«Возле речки, возле моста» - рус. нар. м. «Ах, улица, улица широкая» - рус. нар. песня в обр. Е. Туманян «Владимирские напевы» - рус. нар. мелодии «Уж как по мосту мосточку» - р. н. п. в обр. |
«Как на масляной неделе» - рус. нар. песня «Блины» - рус. нар. п. в обр. А. Абрамского «Вот уж зимушка проходит» - р. н. п. в обр. П. Чайковского Частушки о масленице Масленичные песни: - едет масленица - широкая масленица - ты прощай, наша масленица. |
Свободная пляска под рус. нар.м. «Барыня» Упр-я: шаги притопом на месте - «Полянка» р. н. м. «змейка с воротцами» - р. н. Хоровод «Масленка» - р. н. м. Игры: «Ищи игрушку» - р. н. м. «Гори, гори ясно»- р. н. м. Этюд «каждая пара пляшет по-своему» - р. н. м. «Ах ты, береза». |
«Как у наших у ворот» - рус. нар. мелодия «Пойду ль я, выйду ль я» -рус. нар. мелодия «Я на горку шла» - р. н. мелодия |
8 блок - «Русский сувенир» | |||
«Вдоль по улице молодчик» - рус. нар. песня в обр. И. Арсеева «Вдоль да по речке» - рус. нар. песня «Ой, утушка моя, луговая» - рус. нар. п. «Выйду ль я на реченьку» - р. н. м., обр. В. Кикты |
«Пошла млада за водой» - р. н. п. в обр. И. Арсеева «Ходила младешенька по борочку» - р. н. п., обр. Н. Римского-Корсакова «С речки Аннушка идет» - рус. нар. п. «Ой, вставала я ранешенько» - р. н. п., обр. Н. Метлова |
Упр-е «Попляшем» - р. н. м. Русский перепляс - р. н. м. в обр. М, Раухзергера Кадрильрус. нар. мелодия в обр. Е. Туманян Игры со словом: -барашеньки-крутороженьки - петух. Игра «Веселая карусель» - р. н. м. в обр. Е. Тиличеевой |
«Как пошли наши подружки» - рус. нар. песня «Светит месяц» -р. н. п. «Полянка» - рус. нар. м. |
9 блок - «Приди, весна, с радостью» | |||
«Русские звоны» -грамзапись «Травушка-муравушка» - рус. нар. песня «Выходили красные девицы» - рус. нар, п. «Семеновна» - р. н. п. «Вот уж зимушка проходит» - р. н. п. в обр. И. Арсеева «Весенние заклияки» |
«Ясна-красна» - р. н. песня «А кто у нас белая» -рус. нар. песня «Весна-веснушка» - р. • н. п. «Как зима с весною»-рус. нар. песня-хоровод «А мы просо сеяли» -р. н. п. в обр. И. Арсеева «Уж мы сеяли, сеяли ленок» - рус. нар. п. Веснянки-заклички: - Кулик - весна! - фожья коровочка. - Слава! - Весна, весна, на чем пришла? |
Свободная русская пляска - р. н. м. «Барыня-рассыпуха» Упр-я: «Возле речки возле моста», «Учитесь плясать по-русски» - р. н. м. Игры - Горелки, - ловлю птиц на лету - зайка, перепелочка - воробышек. Круговая пляска р. н. м. «Байновская кадриль». |
«На зеленом лугу» - р. нар. п. «Василек» -р. н. м. «Во поле береза стояла» р. н. п. «А я по лугу» р. н. п. |
10 блок - «Христианские праздники» | |||
«Светлый праздник» увертюра, муз. Н. Римского-Корсакова Пасхальные песнопения в грамзаписи «Голоса птиц в природе» грамзапись «Соловей» - муз. А. Алябьева «Ах, ты береза» р. н. п. «Журавель» - рус. нар. п. в обр. Ю. Слонова |
«Верба, верба» - р и. п. - хоровод «Во поле береза стояла» - рус. нар. песня Колядки: - Ку-ку, кукушечка - Заря - зарница. «На го ре-то калина»-р. н. р. обр. Ю.Чичкова «Со вьюном я хожу»- р. н. п. обр. А.Гречанинова Троицкие песни-хороводы: - Я качу кольцо - Разливалася вода - Посеяли девки лен. |
Танец парный «Выйду ль я на реченьку» - р. к. м. Хоровод «Во поле береза стояла» - р. и. п. Игры: - горелки - катай каравай! Пл яска « Березка» - р. н. п. обр. Т. Ломовой Хоровод «Со вьюном я хожу»-рус. нар. песня |
«Ах ты, береза» рус. нар. мелодия - На горе-то калина» р. и. п. «Со вьюном я хожу» - р. и. песня «Во поле береза стояла» р. н. п. |
11 блок - «Как у наших у ворот» | |||
«Ах, улица, улица широкая» - р. н. п., обр. А. Иванова « Пчелочка златая » "- р. н. п. «Перевоз Дуня держала» - рус. нар. песня «У меня ль во садочке» - р. н. п., обр. Е. Туманян «Уж как по мосту мосточку» - р. н. п. |
«Как у наших у ворот» - р. н. п. в обр. Н. Метлова «Как пошли наши подружки» - р. н. п., обр. М. Иорданского «Комарочек» - рус. нар. п. в обр. А. Лядова «Как под наши ворота» - р. н. п. в обр. М. Иорданского «Ох, ты, Порушка, Поранья» - рус. нар. песня |
Упр-я: Змейка с воротцами - р. н. м. «Заплетися, плетень» в обр. Н. Римского-Корсакова - Плясовые движения для мальчиков - р. н. м. в обр. Т. Ломовой Пляска «Сударушка» - р. и. м. обр. Ю. Слонова Игра «Теремок» -р. н. м. |
«Ходит зайка по саду» - рус. нар. песня «Я на горку шла» рус. нар. песня «А я по лугу» - р. н. п. «Как у наших у ворот» - р. н. м. |
Информация по педагогике:
Проблемы детей с особенностями развития
Для описания проблем, возникающих у детей с особенностями развития, существует два подход: медицинский или индивидуальный подход (модель) и социальный подход (модель). Охарактеризуем специфику каждой модели: Медицинская модель инвалидности Медицинская модель рассматривает человека с инвалидностью к ...
Понятие и законы управления
В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты. Существует более десятка определений понятия «управление». Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» ...
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.