Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 20

Дети вместе с воспитателем разучивают купальские песни: «Приехала купаленка», «Купала, купала! Где ты летовала?», хоровод «Кострома», игры, загадки, пословицы.

Педагог может рассказать детям о дне 6 июля – Аграфена Купальница – канун праздника Ивана Купалы. Этот день считается началом купания, которое совершается торжественно, с песнями. На Руси исстари повелось париться в этот день утром в банях с разными лечебными и душистыми травами. Днем все купаются в реках, озерах, прудах, был и такой обычай. Все девушки расхаживали в лучших своих нарядах по домам и говорили: «Умойте!» А им в ответ давали что-нибудь из девичьих украшений: ленточки, бусы, сережки. Можно подарить своим девочкам простенькие ленточки или бусы, сделанные самими детьми из подручных природных материалов.

Праздник с детьми лучше провести днем. В жаркий день хороши будут и купанье, и озорное обливанье водой, в котором с удовольствием примут участие и дети, и взрослые. А попрыгать можно через костер, сделанный из крапивы. Верили люди, что в ночь на Ивана Купалу расцветает дивный цветок папоротника.

Педагог отмечает, что 12 июля отмечается день Петра и Павла, который почитался как праздник рыбаков. Можно поговорить с детьми об обитателях пресноводных водоемов, их образе жизни, названиях, отличиях, повадках.

Занятие «Спасовка-лакомка» желательно провести в начале августа. Дети узнают, что 2 августа – Ильин день. С этого дня идет поворот на осень, хотя летняя жара может простоять еще долго. С этого дня начинается жатва, самое ответственное время в году, от которого зависит, будут ли сыты дети, взрослые, старики. Педагог знакомит детей с особыми обрядами, которыми обычно обставляли начало жатвы – зажинки – и ее окончание – сножинки. Можно разучить с детьми русскую народную песню «Серпы золотые, жнеи молодые», пословицы – «Что август дал, тем мужик и живет целый год».

Особенно подробно педагог рассказывает о том, что в августе еще три праздника – три Спаса. В эти праздники происходят как бы смотрины результатов крестьянского труда. Много радостей ждет того, кто хорошо потрудился.

Первый спас (14 августа) – медовый, «спасовка-лакомка». Начинается выломка сот, делают медовые квасы. А в южной руси созревает мак. Пекут рулеты, печенье с маком, блины с маком. Молодежь водит хороводы с песней про мак. Дети разучивают игру «В маки». Можно угостить ребят старинным русским напитком – сбитнем.

Второй спас (19 августа) – «спас на горе», яблочный. В этот день отмечается праздник Преображение. В этот день в храмах освящались яблоки и другие плоды, пекли яблоки, пироги с яблоками, грибами и ягодами, со всем, чем одаривал лес, сад, огород. Можно поиграть с детьми а игру «Гороховая мучка».

Третий спас (29 августа) – ореховый, хлебный, «спас на полотне». В народе говорили «Третий спас хлеба припас». К этому времени в Центральной России поспевает лесной орех. Педагог объясняет детям, что 28 августа начинают праздновать окончание жатвы и праздник урожая переходит на день Третьего Спаса. Пекут пироги из нового хлеба, созывают родных, соседей пировать. Убрали хлеб! С этого времени начинаются осенние хороводы в городах и селах – праздник урожая!

Желательно разучить с детьми жатвенные песни, вспомнить знакомые хороводы, игры, покататься на качелях, запустить воздушных змеев. В праздник урожая украшается праздничный каравай, пекутся пироги с ягодами, фруктами, яблоками, грибами. Лета осталось – с воробьиный носок. Порадуйтесь напоследок его радостям!

Фольклорный материал, объединенный единой музыкально-литературной идеей, несет огромную воспитательную функцию – закладываются основы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.

Музыкальный репертуар к фольклорным

занятиям

1 блок - «Веселая ярмарка»

Слушание

Пение

Движение

Оркестр

«Дубинушка» - рус. нар. п.

«Сорочинская ярмарка» - муз. Мусоргского

«Красный сарафан» - муз. А. Варламова

«Выйду на улицу» - рус. нар. п. 4 Коробейники» - р. н. п.

«Из-под дуба» -р. н. м.

«Пойду ль я, выйду ль».

Частушки в грамзаписи  

«Я на камушке сижу» - рус. нар. п.

«Вейся, вейся, капустка моя» - рус. нар. п.

«Где был, Иванушка?» - рус. нар. п. в обр. М. Иорданского

«Как ходил-гулял Ванюша» - рус. нар. п. Обр. И. Арсеева

«Меня матушка просила»- рус. нар. п.

«Патока с имбирем» - рус. нар. п.

«Виноград у нас в бору растет» - рус. нар. п. в обр. В. Кикты

Хоровод «Огород»

Хоровод «Капустка»

Упр-е «Канава» -рус. нар. мелодия

Упр-е «Полянка»

Кадриль «Уж как по мосту, мосточку» -рус. нар. п., обр. И. Арсеева

Игра «Плетень» -рус. нар. мелодии Игры со словами:

- пахари и жнецы

- трактора

- дуйте ветры

- мукомол

- Ваня, Ваня, простота  

«Как под горкой» - рус. нар. п.

«Скок, скок, поскок» - рус. нар. п.

«Ворон» - рус. нар. приб., обр. Е. Тиличеевой

«Патока с имбирем» - рус. нар. песня

«Бай, качи, качи!»-рус. нар. п. в обр. М. Магиденко

«Каравай» - рус. нар. п., обр. Т. Попатенко

2 блок - «Осень в России»

«Выйду ль я на реченьку»- рус. нар. п.

«Белолица-круглолица» - рус. нар. п.

«Калинка» - рус. нар. п.

«Ох, ты, ноченька, ночка темная» - р. н. п.

«У меня ль во садочке» - рус. нар. песня

Календарные песни, заклички (осень)

«Прялица» - рус. нар. п. в обр. Т. Ломовой

«Во кузнице» - рус. нар. п.

«На горе-то калина» - рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова

«Дуня-тонкопряха» - рус. нар. п.

«Уж я сеяла, сеяла ленок» - рус. нар. песня

«Сеяли девушки яровой хмель» -рус. нар. песня

Упр-я:

- переменный шаг - Белолица - круглолица - р. н. м.

- полуприседания с выставлением ноги на пятку - «Из-под дуба» рус. нар. м.

- Танцы: «Прялица» -рус. нар. мелодия,

«Каблучки» - р. н. м.

Игры: «Ворон»,"Дед Сысой".

«Калинка» -рус. нар. м.

«Вей, вей, ветерок» - р. н. п., обр. М. Иорданского «Дождик»-рус. нар. песня,

Обр. В. Фере «Во поле береза стояла»-рус. нар. п., обр. Н. Римского-Корсакова.

3 блок – «Кубань моя – родимый край»

«Здравствуй, наша Кубань» -муз Г. Пономаренко

«Принимай, страна, наш кубанский хлеб»-муз. В. Захарченко

«Посияла баба конопэль» - куб. нар. песня

«Да в саду дерево цветет» -куб. нар. песня «Роспрягайте, хлопци, конэй» - куб. нар. песня, обр. В. Захарченко

«Ой, на горе, калина» - куб. нар. песня

«Корыто» - куб. нар. песня

«Как на горке, на горе крутой» - куб. нар. песня в обр. Г. Плотниченко

«Трава, моя трава» - куб. нар. песня

«Ой, при лужку» -куб. нар. п.

«Посею лебеду на берегу» - куб. нар. песня

Кубанские частушки

«Варенички» -куб. нар. п.

«Кубанский перепляс» - куб. нар. песня

«Роспрягайте, хлопци, конзй» в обр. В. Захарченко Игры:

- котик

- мой миленок маленький

- тарантас

 

4 блок - «Это русская сторонка – это Родина моя!»

«Родина моя» - рус. нар. п., обр. Н. Иванова

«Как пойду я на быструю речку» -рус. нар. п., обр. А. Попова

«Над полями, да над чистыми» - рус. нар. п.

«Богатырская симфония» муз. А. Бородина (фрагменты)

Кантата «Александр Невский» - муз. С. Прокофьева (фрагменты)

«Былинные наигрыши» в обр. Д. Локшина

«Земелюшка-чернозем» - рус. нар. песня в обр. Е. Тиличеевой

«Во поле береза стояла» - рус. нар. песня в обр. Н. Римского-Корсакова

«Уж ты поле, мое поле» - р. н. п. «Жил я у пана» -рус. нар. п. (шуточная)

«Пошла млада за водой»-рус. нар. песня

«Воробей» - рус. нар. песня «Славны были наши деды» - р. н. п.

«Перепляс» -рус. нар. м. «У ворот, ворот» в обр. И. Арсеева

Хоровод «У меня ль во садочке» - р. н. п.

Хоровод «Лебедушка» -рус. нар. мелодия

Упр-е-русский танцевальный шаг. «А я по лугу» - р. н. м. в обр. В. Агафонникова

Хоровод «Гусельки» - р. н. п. в обр. М. Иорданского

«Я на горку шла» - рус. нар. мелодия

«А я по лугу» -рус. нар. м. «Полянка»-рус. нар. мелод. «Семеновна» -рус. нар. п., обр. В. Кикты «Заиграй, моя волынка» - рус. нар. песня в обр. Л. Осмоловской  

5 блок - «Зимушка-зима»

«Камаринская» - рус. нар. мелодия в обр. П. Чайковского

«Ах, вы сени» - рус. нар. песня

Владимирские напевы

«Пряха» - рус. нар. п.  

«Как на тоненький ледок» - р. н. п. в обр. Т. Попатенко

«Посредине двора ледяная гора» - р. н. п. в обр. Ю. Слонова

«Ой ты, зимушка-зима» - р. и. п., обр. Л. Олифировой «Коровушка» -рус. нар. песня

Упр-е в ходьбе пружинящим шагом -«Как пошли наши подружки» - р. и. м., обр. М. Иорданского

Пляска-инсценировка

«Ах вы, сени» - р. н. п.

Игра «Гори, гори ясно» - р. н. м.

«Гори, гори, ясно» - рус. нар. м.

«У кота воркота» - рус. нар. песня

«Ах вы, сени» - рус. нар. п.  

6 блок - «Святки»

«Тимоня» - рус. нар. мел.

«Колокольные звоны» - грамзапись

«Частушки» - грамзапись

Святочные колядки

«Здравствуй, гостья зима» - рус. нар. п.

«Ах вы, сени» -р. н. п.

«Было у матушки 12 дочерей» - рус. нар. песня

Календарные песни:

- воробушек летит

- сею-вею, посеваю

- приходила коляда

- овсень,овсень

- Христос Спаситель

- по улице, да по широкой

Парный танец с платками -рус. нар. полька в обр. Танцевальные движения:

- гармошечка

- моталочка

- ковырялочка

- козлик

- елочка.

Рус. нар. игры: «Княгини, да мы до вас пришли»

-жмурки, каравай

- пятнашки, теремок

- кошки-мышки, пирог

«Светит месяц» -р. н. м.

«Во саду ли в огороде» - рус. нар. мелодия  

7 блок - «Честная масленица»

«Возле речки, возле моста» - рус. нар. м.

«Ах, улица, улица широкая» - рус. нар. песня в обр. Е. Туманян

«Владимирские напевы» - рус. нар. мелодии

«Уж как по мосту мосточку» - р. н. п. в обр.

«Как на масляной неделе» - рус. нар. песня

«Блины» - рус. нар. п. в обр. А. Абрамского

«Вот уж зимушка проходит» - р. н. п. в обр. П. Чайковского

Частушки о масленице

Масленичные песни:

- едет масленица

- широкая масленица

- ты прощай, наша масленица.

Свободная пляска под рус. нар.м. «Барыня»

Упр-я: шаги притопом на месте - «Полянка» р. н. м. «змейка с воротцами» - р. н.

Хоровод «Масленка» - р. н. м.

Игры: «Ищи игрушку» - р. н. м.

«Гори, гори ясно»- р. н. м.

Этюд «каждая пара пляшет по-своему» - р. н. м.

«Ах ты, береза».

«Как у наших у ворот» - рус. нар. мелодия

«Пойду ль я, выйду ль я» -рус. нар. мелодия

«Я на горку шла» - р. н. мелодия  

8 блок - «Русский сувенир»

«Вдоль по улице молодчик» - рус. нар. песня в обр. И. Арсеева

«Вдоль да по речке» - рус. нар. песня

«Ой, утушка моя, луговая» - рус. нар. п.

«Выйду ль я на реченьку» - р. н. м., обр. В. Кикты

«Пошла млада за водой» - р. н. п. в обр. И. Арсеева

«Ходила младешенька по борочку» - р. н. п., обр. Н. Римского-Корсакова

«С речки Аннушка идет» - рус. нар. п.

«Ой, вставала я ранешенько» - р. н. п., обр. Н. Метлова

Упр-е «Попляшем»

- р. н. м. Русский перепляс

- р. н. м. в обр. М, Раухзергера Кадрильрус. нар. мелодия в обр. Е. Туманян

Игры со словом:

-барашеньки-крутороженьки

- петух.

Игра «Веселая карусель» - р. н. м. в обр. Е. Тиличеевой

«Как пошли наши подружки» - рус. нар. песня

«Светит месяц» -р. н. п.

«Полянка» - рус. нар. м.

9 блок - «Приди, весна, с радостью»

«Русские звоны» -грамзапись

«Травушка-муравушка» - рус. нар. песня

«Выходили красные девицы» - рус. нар, п. «Семеновна» - р. н. п.

«Вот уж зимушка проходит» - р. н. п. в обр. И. Арсеева «Весенние заклияки»

«Ясна-красна» - р. н. песня

«А кто у нас белая» -рус. нар. песня «Весна-веснушка» - р. • н. п.

«Как зима с весною»-рус. нар. песня-хоровод

«А мы просо сеяли» -р. н. п. в обр. И. Арсеева

«Уж мы сеяли, сеяли ленок» - рус. нар. п. Веснянки-заклички:

- Кулик - весна!

- фожья коровочка.

- Слава!

- Весна, весна, на чем пришла?

Свободная русская пляска - р. н. м. «Барыня-рассыпуха» Упр-я: «Возле речки возле моста», «Учитесь плясать по-русски» - р. н. м. Игры - Горелки,

- ловлю птиц на лету

- зайка, перепелочка

- воробышек.

Круговая пляска р. н. м.

«Байновская кадриль».  

«На зеленом лугу» - р. нар. п.

«Василек» -р. н. м.

«Во поле береза стояла» р. н. п.

«А я по лугу» р. н. п.  

10 блок - «Христианские праздники»

«Светлый праздник» увертюра, муз. Н. Римского-Корсакова

Пасхальные песнопения в грамзаписи

«Голоса птиц в природе» грамзапись

«Соловей» - муз. А. Алябьева

«Ах, ты береза» р. н. п.

«Журавель» - рус. нар. п. в обр. Ю. Слонова

«Верба, верба» - р и. п. - хоровод

«Во поле береза стояла» - рус. нар. песня

Колядки:

- Ку-ку, кукушечка

- Заря - зарница.

«На го ре-то калина»-р. н. р. обр. Ю.Чичкова

«Со вьюном я хожу»- р. н. п. обр. А.Гречанинова

Троицкие песни-хороводы:

- Я качу кольцо

- Разливалася вода

- Посеяли девки лен.

Танец парный «Выйду ль я на реченьку» - р. к. м.

Хоровод «Во поле береза стояла» - р. и. п.

Игры:

- горелки

- катай каравай!

Пл яска « Березка» - р. н. п. обр. Т. Ломовой

Хоровод «Со вьюном я хожу»-рус. нар. песня  

«Ах ты, береза» рус. нар. мелодия

- На горе-то калина» р. и. п.

«Со вьюном я хожу» - р. и. песня

«Во поле береза стояла» р. н. п.  

11 блок - «Как у наших у ворот»

«Ах, улица, улица широкая» - р. н. п., обр. А. Иванова

« Пчелочка златая » "- р. н. п.

«Перевоз Дуня держала» - рус. нар. песня

«У меня ль во садочке» - р. н. п., обр. Е. Туманян

«Уж как по мосту мосточку» - р. н. п.

«Как у наших у ворот» - р. н. п. в обр. Н. Метлова

«Как пошли наши подружки» - р. н. п., обр. М. Иорданского

«Комарочек» - рус. нар. п. в обр. А. Лядова

«Как под наши ворота» - р. н. п. в обр. М. Иорданского «Ох, ты, Порушка, Поранья» - рус. нар. песня

Упр-я: Змейка с воротцами - р. н. м. «Заплетися, плетень» в обр.

Н. Римского-Корсакова

- Плясовые движения для мальчиков - р. н. м. в обр. Т. Ломовой

Пляска «Сударушка» - р. и. м. обр. Ю. Слонова

Игра «Теремок» -р. н. м.

«Ходит зайка по саду» - рус. нар. песня

«Я на горку шла» рус. нар. песня

«А я по лугу» - р. н. п.

«Как у наших у ворот» - р. н. м.  

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21

Информация по педагогике:

Проблемы детей с особенностями развития
Для описания проблем, возникающих у детей с особенностями развития, существует два подход: медицинский или индивидуальный подход (модель) и социальный подход (модель). Охарактеризуем специфику каждой модели: Медицинская модель инвалидности Медицинская модель рассматривает человека с инвалидностью к ...

Понятие и законы управления
В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты. Существует более десятка определений понятия «управление». Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» ...

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
Основной формой воздействия на ребенка в специальных до­школьных учреждениях являются организованные занятия, в кото­рых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педа­гогический коллектив группы. Содержание занятий определяется ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru