На занятии «Русские напевы» дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, ансамблей, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении русских народных хоров. Особое внимание следует уделить звучанию мужского, женского, смешанного хоров, хора с солистом. Желательно познакомить детей с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, певец, оркестр.
Можно предложить детям взять любые музыкальные инструменты, по их желанию, и импровизировать на темы знакомых им песен, или исполнить вариации на темы русских народных мелодий: «Калинка», «Коровушка», «Камаринская», «Светит месяц» и др. Педагог вместе с ребятами находит интересные оркестровые приемы, подбирает нужные тембровые и динамические сочетания. По мере развития музыкального слуха и координации движений все больше усложняются оркестровые партитуры, дифференцируются партии. Каждая партия имеет свое собственное место в партитуре, свое вступление и заключение, свой индивидуальный ритмический рисунок. Участие в оркестре приучает детей к собранности и внимательности, прививает определенные навыки ансамблевого исполнения, активизирует все музыкальные способности и творческую фантазию.
Занятия «Озорные частушки» и «Емелина неделя» познакомят детей с такими видами устной народной поэзии как частушки, прибаутки, небылицы, поговорки, пословицы. Речь идет о празднике «Емелина неделя». В старину на этой неделе на Руси тешили детей: проводили игры, забавы, рассказывали сказки, байки от имени Емели: «Мели Емеля – твоя неделя». Этот праздник – дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости, которыми так богат русский фольклор. Дети слушают пластинки с частушками, сочиняют свои, можно устроить соревнование между ребятами в их исполнительстве, потанцевать и поиграть, предворяя каждый номер своей частушкой. Желательно нарядиться в русские народные костюмы, что придаст особый колорит, озорство и веселье.
Знакомя детей с прибаутками и небылицами, педагог сообщает, что эти веселые забавницы могут быть разными: то это песенки, то стихи, то короткие рассказы-разговоры. Они всегда веселые, дарят нам радость, улыбку, смех. После этого дети инсценируют прибаутки.
Затем педагог рассказывает о небылицах. Небылицы – это тоже большие проказницы да забавницы. В них может быть все, даже то, чего никогда не бывает . Кажется, что им все разрешено, хоть весь мир вверх ногами перевернуть! И прибауткам, и небылицам запрещается только одно –быть нескладехами да неряхами. Поэтому они такие аккуратные, звучат красиво и запоминаются легко. Дети рассказывают небылицы, исполняют их с выражением, удивлением. Хорошо, если дети придумают свои песенные импровизации на тексты знакомых дразнилок, поговорок, небылиц, прибауток, соответственно выразив в них те интонации, которые заложены по смыслу. При желании дети могут передавать ритмический рисунок песенных импровизаций с помощью русских народных ударных инструментов.
Данные занятия объединены в блок «Лето пришло – все расцвело!»
Первое занятие «Уж я сеяла ленок» можно посвятить знакомству с летними приметами, пословицами, поговорками, загадками о труде, о земле, о льне. Следует отметить, что 3 июня – день святых Константина и Елены, в этот день засевали лен и коноплю. Познакомить детей с выращиванием льна, последовательностью его обработки. При этом педагог использует поэтические произведения русского фольклора, разучивается русская народная песня «Уж я сеяла, сеяла ленок».
Затем педагог рассказывает о народных приметах и обычаях при посеве и сборе урожая, а также о защитной функции одежды от неблагоприятных влияний и воздействий. Наши предки верили, что одежда из льна обладает и особой обережной силой. Дети вспоминают знакомые им русские народные песни, пляски, инсценируют их, играют в игры.
На следующем занятии «Приехала Купаленка» дети знакомятся с праздником Ивана Купалы, который в древности олицетворял наивысший расцвет природы. В основе купальских обрядов лежат культы почитания воды, огня и солнца. Обратить внимание детей на то, что главное добро – это здоровье, а оно во многом зависит от солнца, тепла, от трав, поэтому прыгали через костры, бросали венки, водили хороводы.
Информация по педагогике:
Основы инженерной энзимологии
Ферменты сохраняют свои уникальные свойства (эффективность, специфичность действия) и вне клеток, поэтому их традиционно широко применяют в практике. Биологические катализаторы нетоксичны, работают в мягких условиях, используют доступное сырье (в том числе и отходы), в связи с чем, их применение в ...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент, освоивший программу первого уровня должен знать: ‑ Основные законы электротехники. ‑ Основные типы электрических машин и трансформаторов и особенности их применения. ‑ Основные типы и области применения электронных приборов и устройств. ум ...
Принципы организации школьного театра
Театральный кружок в нашей школе функционирует уже давно. Руководит им педагог с большим опытом работы, и представления получаются очень интересными, насыщенными музыкой, завораживающими. Первую практику по созданию театральных представлений я начала сразу же после прихода в педагогическую систему: ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.