На занятии «Русские напевы» дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, ансамблей, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении русских народных хоров. Особое внимание следует уделить звучанию мужского, женского, смешанного хоров, хора с солистом. Желательно познакомить детей с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, певец, оркестр.
Можно предложить детям взять любые музыкальные инструменты, по их желанию, и импровизировать на темы знакомых им песен, или исполнить вариации на темы русских народных мелодий: «Калинка», «Коровушка», «Камаринская», «Светит месяц» и др. Педагог вместе с ребятами находит интересные оркестровые приемы, подбирает нужные тембровые и динамические сочетания. По мере развития музыкального слуха и координации движений все больше усложняются оркестровые партитуры, дифференцируются партии. Каждая партия имеет свое собственное место в партитуре, свое вступление и заключение, свой индивидуальный ритмический рисунок. Участие в оркестре приучает детей к собранности и внимательности, прививает определенные навыки ансамблевого исполнения, активизирует все музыкальные способности и творческую фантазию.
Занятия «Озорные частушки» и «Емелина неделя» познакомят детей с такими видами устной народной поэзии как частушки, прибаутки, небылицы, поговорки, пословицы. Речь идет о празднике «Емелина неделя». В старину на этой неделе на Руси тешили детей: проводили игры, забавы, рассказывали сказки, байки от имени Емели: «Мели Емеля – твоя неделя». Этот праздник – дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости, которыми так богат русский фольклор. Дети слушают пластинки с частушками, сочиняют свои, можно устроить соревнование между ребятами в их исполнительстве, потанцевать и поиграть, предворяя каждый номер своей частушкой. Желательно нарядиться в русские народные костюмы, что придаст особый колорит, озорство и веселье.
Знакомя детей с прибаутками и небылицами, педагог сообщает, что эти веселые забавницы могут быть разными: то это песенки, то стихи, то короткие рассказы-разговоры. Они всегда веселые, дарят нам радость, улыбку, смех. После этого дети инсценируют прибаутки.
Затем педагог рассказывает о небылицах. Небылицы – это тоже большие проказницы да забавницы. В них может быть все, даже то, чего никогда не бывает . Кажется, что им все разрешено, хоть весь мир вверх ногами перевернуть! И прибауткам, и небылицам запрещается только одно –быть нескладехами да неряхами. Поэтому они такие аккуратные, звучат красиво и запоминаются легко. Дети рассказывают небылицы, исполняют их с выражением, удивлением. Хорошо, если дети придумают свои песенные импровизации на тексты знакомых дразнилок, поговорок, небылиц, прибауток, соответственно выразив в них те интонации, которые заложены по смыслу. При желании дети могут передавать ритмический рисунок песенных импровизаций с помощью русских народных ударных инструментов.
Данные занятия объединены в блок «Лето пришло – все расцвело!»
Первое занятие «Уж я сеяла ленок» можно посвятить знакомству с летними приметами, пословицами, поговорками, загадками о труде, о земле, о льне. Следует отметить, что 3 июня – день святых Константина и Елены, в этот день засевали лен и коноплю. Познакомить детей с выращиванием льна, последовательностью его обработки. При этом педагог использует поэтические произведения русского фольклора, разучивается русская народная песня «Уж я сеяла, сеяла ленок».
Затем педагог рассказывает о народных приметах и обычаях при посеве и сборе урожая, а также о защитной функции одежды от неблагоприятных влияний и воздействий. Наши предки верили, что одежда из льна обладает и особой обережной силой. Дети вспоминают знакомые им русские народные песни, пляски, инсценируют их, играют в игры.
На следующем занятии «Приехала Купаленка» дети знакомятся с праздником Ивана Купалы, который в древности олицетворял наивысший расцвет природы. В основе купальских обрядов лежат культы почитания воды, огня и солнца. Обратить внимание детей на то, что главное добро – это здоровье, а оно во многом зависит от солнца, тепла, от трав, поэтому прыгали через костры, бросали венки, водили хороводы.
Информация по педагогике:
Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде – наносное, просто ...
Эмоции человека. Теории эмоционального развития
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и псих ...
Межнациональное общение как педагогический феномен
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.