Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие нормативы:
1) продолжительность обучения в учебных годах (общая и по каждой из ступеней общего среднего образования);
2) недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
3) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая необязательные занятия по выбору;
4) суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая обязательные и факультативные занятия, внеклассную работу.
Типовые учебные планы
разрабатываются для всех типов общеобразовательных учебных заведений на основе базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Ежегодно в них вносятся коррективы, после чего типовые учебные планы публикуются к началу учебного года в таких печатных органах, как «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» и «Настаўніцкая газета». Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.
Рабочий учебный план школы
разрабатывается с соблюдением нормативов базисного учебного плана и отражает особенности конкретной школы. За основу рабочего учебного плана школы, как правило, принимается один из типовых учебных планов. Учебный план школы должен быть одобрен педагогическим советом и утвержден директором школы к началу очередного учебного года.
Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы включает:
1) график учебного процесса, определяющий продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летних трудовых практик, экзаменов;
2) сводные данные по бюджету времени, где указана продолжительность учебных четвертей и практик в неделях;
3) перечень обязательных дисциплин с указанием общего количества часов для каждого года обучения. Данная часть учебного плана носит название базового, или инвариантного
(в России – федерального) компонента
и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся);
4) перечень устанавливаемых школой факультативных дисциплин и курсов по выбору с указанием общего количества часов, отводимых на их изучение. Данная часть учебного плана носит название вариативного, или школьного компонента;
ее назначение – учесть образовательные запросы, интересы и склонности учащихся, всемерно индивидуализировать процесс обучения.
Соотношение базового и школьного компонентов служит важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного образовательного учреждения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до 1/3 учебного времени отводится на занятия по выбору учащихся.
5) сведения о ежегодной летней трудовой практике учащихся;
6) сведения о государственных экзаменах за курс базовой (9-летней) и полной средней (11-летней) школы.
Учебные программы.
Третьим важным государственным докумен-том, лежащим в основе деятельности школы, является учебная программа.
Учебная программа –
нормативный документ, раскрывающий со-держание образования по конкретному предмету. В программе определена структура расположения учебного материала (последовательность тем, вопросов), а также общей дозировки времени на их изучение по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.
Общая структура
учебной программы
содержит три основных элемента:
1) пояснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;
2) собственно содержание образования: тематический план и содержание каждой темы. По каждой теме, как правило, выделены основные знания, умения и навыки, основные понятия и законы, межпреметные связи, номенклатура (перечень основных названий для твердого усвоения учащимися в отличие от других названий, с которыми учащиеся знакомятся, но запоминание их не обязательно), перечень основного оборудования;
3) некоторые методические указания, в которых, главным образом, определяются нормы оценки знаний, умений, навыков, приводится список рекомендуемой учителю методической литературы.
Информация по педагогике:
Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО
Формирование учебной мотивации является основой становления компетентного специалиста, который постоянно усовершенствует свои навыки, улучшает знания, развивается. Неверно говорить об учебной мотивации, не затронув такое базисное понятие как "развитие". В философских словарях "развит ...
Педагогическая организация развивающей образовательной среды при изучении
иностранного языка в школе
Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая представляет собой непосредственное социальное окружение человека — семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Авторы данной статьи указывают на взаимодействие среды и человек ...
Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного
пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.