Наиболее благоприятные условия для выполнения режима дня, смены умственного труда и физической нагрузки создаются в школах и группах продленного дня. Соблюдение гигиенических и педагогических рекомендаций по ведению спортивных занятий, прогулок на свежем воздухе с элементами физических упражнений, подвижных игр в определенное время дня дает весьма положительные результаты. У детей легче снимается утомление, вызванное учебными занятиями; отмечается улучшение состояния здоровья, быстрее вырабатываются навыки самостоятельной работы, лучше успеваемость.
Сложнее наладить выполнение режима дня детей, не посещающих группу продленного дня. Для решения этой задачи необходимо:
· убедить родителей в необходимости выполнения ребенком режима дня, в важности режима дня для сохранения его здоровья и хорошей успеваемости;
· дать ребенку необходимые знания о важности режима дня, приучить к режиму.
При самой первой встрече учителя с родителями нужно не только разъяснить важность режима дня, но и подчеркнуть это обязательное требование школы, необходимое для повышения работоспособности детей, сохранения и укрепления их здоровья, воспитания дисциплинированности и волевых качеств. Полезно разъяснить, что режим строится на научной основе, на базе учения о биологических ритмах, условном рефлексе на время.
В практике использовались разные приемы. Например, вывешивалась таблица «Режим дня» и родителей просили ее переписать. Этот прием оказался неудачным, так как переписывали немногие.
На собрании раздавали родителям заранее размноженный примерный режим. Это лучше. Но самым удачным оказался такой прием: родителям раздавали листки бумаги и ручки и диктовали режим дня.
Ребенок, выполняющий режим дня или даже старающийся его выполнять, нуждается на первых порах в похвале, поощрении. Затем выполнение режима должно восприниматься родителями и самим ребенком как норма поведения. Конечно, родители, бабушки и дедушки обязаны быть едины в требованиях, предъявляемых к ребенку в выполнении режима.
Итак, подъем в 7 часов утра. Какое-то время, минуты 2 – 3, ребенок может полежать в постели. Резкий переход ото сна к бодрствованию для неокрепшей нервной системы ребенка может быть слишком труден. Далее, ребенок заправляет свою постель. Потом, выполняет утреннюю гимнастику, примерно в течение 10 минут. Умывание, чистка зубов, переодевание – на все это уходит около 20 минут. Затем, 25 – 30 минут на завтрак. По дороге в школу не нужно идти быстрее. Быстрая ходьба может утомить ребенка. Утренняя прогулка – важная составная часть отдыха, двигательной активности, успокаивает ребенка, как бы «подводит» его к началу занятий.
Часы, проведенные в школе, достаточно четко регламентируются распорядком школьной жизни. После занятий вновь нужна получасовая прогулка, а в 13 часов ребенок уже должен быть дома.
Школьник переодевается, умывается, моет руки, обедает. Послеобеденное время дети проводят по-разному (сон, пребывание на воздухе, подвижные игры, развлечения).
Младшие школьники приступают к выполнению уроков в 16 часов. Первоклассник должен во втором полугодии приготовить уроки в течение часа, второкласснику и третьекласснику требуется на это 1,5 часа, а четверокласснику – два часа. И снова отдых, прогулка, пребывание на свежем воздухе, помощь семье.
Вечерние полтора-два часа перед сном остаются на ужин, чтение книг, тихие игры, просмотр телепередач и т.п. Игры и занятия рекомендуется заканчивать за полтора-два часа до отхода ко сну. А затем проветривание комнаты, посещение туалета, мытье ног, умывание, чистка зубов, переодевание в ночное белье. В постели младшие школьники должны быть не позднее 21 часа.
Схема режима дня для учащихся второй смены тоже приведена (Приложение 2). Остановимся на некоторых ее моментах. Подъем должен быть в 7 часов утра. К сожалению, дети нередко спят до 9 – 10 и даже до 11 часов. Встав, приступают к выполнению домашних заданий, и это продолжается до обеда, а затем, после обеда, они сразу идут в школу.
Информация по педагогике:
Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м ...
Требования к тексту лингвострановедческого
содержания
Для уточнения направлений и критериев отбора предметного лингвострановедческого содержания для чтения, а также для проведения практической деятельности по отбору важным ориентиром является вопрос о готовности учащихся к восприятию сведений о культуре страны изучаемого языка. Понятие готовность в да ...
Методический подход к реализации приемов взаимодействия
Стратегии повышения самоуважения строятся на принципе замены неприемлемых способов взаимодействия более приемлемыми. Как сделать это? Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с учителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность? Первым шагом к правильному выбору мы считаем ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.