Проблема проектной деятельности школьников является актуальной для современного отечественного психолого-педагогического знания. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания как в педагогической, так и в психологической науке не был реализован, его рассмотрение шло по описательному пути, по линии определения границ влияния на формирование знаний, умений, навыков школьников. В работах классиков педагогической науки С.Т .Шацкого, М.В.Крупениной, В.В.Игнатьева, Е.Г .Каганова и др. были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения.
По мере развития психологической науки и педагогической практики (в конце XIX — начале XX в.) складывались теоретические предпосылки выделения проектирования в качестве вида учебной деятельности и средства развивающего обучения. Однако анализ становления метода проектного обучения показал, что, несмотря на глубокие корни, проектная деятельность не получила должного теоретического обоснования и экспериментального изучения. В рамках проектного метода обучения рассматривались лишь отдельные методические приемы совершенствования традиционного обучения.
В современных зарубежных теориях обучения (Д. Барлекс, Дж. Питт) деятельность школьников по созданию творческих проектов представлена как средство адаптации интеллектуальных и физических способностей, индивидуально-психологических особенностей личности к новым социальным условиям в процессе профессионального самоопределения. Таким образом, сохраняется основной акцент анализа проектной деятельности в качестве способа преломления теоретических знаний в практике для решения узколичностных задач.
Возвращение к методу проектов в современном отечественном образовании (П.Р .Атутов, М.Б.Павлова, В.Д. Симо-ненко, Ю.Л. Хотунцев и др.) обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях [17].
Теоретические исследования (И.И.Ляхов, Н.Н.Нечаев, В. Гаспарский, Л. Тодл, И.И .Пейша и др.) позволяют говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах К.М .Кантора, Дж.К.Джонса, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, И.И. Ляхова, А.А .Добрякова, В.В.Рубцова, В.А. Моляко и др., показывает ее комплексный междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж .К .Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченков, Ю.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н. Нечаев) и др. Однако все они рассматриваются в преломлении профессионально-трудовой деятельности, а не деятельности учебной, каковой является проектная деятельность школьников. Используя парадигму системно-деятельностного подхода, мы выделили существенные отличия в проектной деятельности школьников и профессионально направленной проектной деятельности, которые представлены в таблице 1
Таблица 1. Соотношение характеристик проектной деятельности школьников и профессиональной проектной деятельности
Категория анализа |
Проектная деятельность школьников |
Проектная профессиональная деятельность |
Мотивация |
Познавательно-социальная |
Социальная |
Цель |
Развитие личности через усвоение знаний, умений, навыков |
Выработка общественно ценного продукта |
Содержание |
Исследовательский, технологический и заключительные этапы |
Исследовательский, технологический этап |
Результат |
Реальное изделие или услуга |
Технический проект |
Средства |
Учебные знания, умения, навыки |
Специальные профессиональные знания, умения, навыки |
Объекты управления |
Все этапы проектной деятельности |
Тема проекта |
Информация по педагогике:
Этиология и патогенез нарушений письменной речи
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез. В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические причины. Недоразвитие и ...
Развивающее обучение
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика ...
Методика работы социального педагога с различными категориями семей
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по т ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.