2.5. Разработка технологии изготовления проектного изделия, порядка действий.
2.6. Подбор материалов, инструментов, приспособлений, шаблонов и т.д. для изготовления проекта.
2.7. Изготовление отдельных деталей изделия
3. Заключительный этап.
3.1. Сборка и отделка изделия. Контроль качества.
3.2. Подготовка материалов для защиты проекта. Анализ удач и неудач.
3.3. Разработка товарного знака.
3.4. Защита проекта.
На первый взгляд, структура плана кажется громоздкой, термины трудными. Конечно, с этим можно согласиться и поэтому учитель определяет совместно с учащимися суть каждого этапа проекта Каждый школьник занят своим проектом, но тема урока одна для всех, и на примерах различных учащихся учитель наглядно показывает, как можно решить данные этапы применительно к каждому проекту. Исходя из опыта, отметим, что такой подход позволяет учителю контролировать не только весь класс, но и дать возможность творчески работать каждому учащемуся. Главной же задачей учителя при организации работы по проекту является оказание содействия процессу творчества. Поэтому в каждом случае учитель, руководящий процессом работы над проектом, должен быть сам творцом. Конечно, это непростая задача, но тем не менее учитель должен стараться создать в классе атмосферу раскованности, приветствовать творческие находки детей и вместе с ними радоваться успехам.
По нашему мнению, одной из форм усовершенствования и систематизации проектной деятельности, обеспечения культуры организации труда является создание учащимися проектного альбома.
Проектный альбом – это своеобразный “уголок проектов” , находящийся на рабочем месте школьников и являющимся одним из мобильных элементов их личной предметной среды. Основными функциями проектного альбома являются накопление , структурирование и обобщение банка информации, полученной в ходе изучения различных технологий, систематизация теоретических сведений о проектах, этапах и способах их выполнения ; документальное подтверждение и саморефлексия выполненных проектных работ .
Визуально проектный альбом представляет собой папку с набором файлов, каждый из которых включает определенный лист альбома. Если же рассматривать альбом более подробно, то на обложке полукругом пишется название «Проектный альбом» . Фамилия, имя, класс указываются на титульном листе; по желанию школьники могут нарисовать и личную творческую эмблему.
На втором листе оформляется «Календарь проектных дел», в котором указываются темы проектов, выполняемых как на уроках, так и на дополнительных занятиях, планируемая проектная работа. При этом темы проектов подбираются учителем и учащимися совместно, с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого учащегося.
Третий лист содержит «Проектный альбом», где даются краткие теоретические сведения о проекте и проектировании, методы и приемы решения конструкторско-технологических задач, схема последовательности выполнения проекта и краткое содержание основных этапов, основные требования и критерии оценивания выполненных работ, примерная структура отчета по проекту.
Четвертый лист альбома включает диагностический блокнот, на страницах которого ученики с помощью разноцветных кружков, по цветной шкале подводят итоги занятий. Тем самым проводится саморефлексия выполненной работы как один из показателей развития рефлексивной культуры. Согласно мнению Т.И .Шамовой и Т.М. Давыденко, «без рефлексивной культуры невозможно решить проблему творческого долгожительства личности, формирования мотивации школьников к саморазвитию.
На следующем листе альбома размещается проектная поисковая схема, где учениками схематично, кратко записываются и зарисовываются решение наиболее сложных и интересных вопросов по изученным темам и проектным работам. При этом ответы находят как с помощью учителя и одноклассников, так и самостоятельно, работая с литературой в библиотеке, что в последующем позволит не только быстро найти решение трудного вопроса, благодаря обращению к поисковой схеме, но и на субъективно сложившемся уровне более полноценно осваивают учебный материал, осуществлять своеобразную адаптацию обучения.
Информация по педагогике:
Активизация учебного процесса
Учебный процесс в современной начальной школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей ...
Исследование особенностей письменной речи
Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов. Первая серия Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количеств ...
Нарушение интеллекта как психолого-педагогическая проблема
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю, — пишет В.П. Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мышление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.