3. Дивергентное мышление.
Дивергентное мышление – характеризуется одновременным поиском в нескольких или многих направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблем аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством.
Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. «В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам».
4. Познавательные функции.
- память;
- внимание;
- восприятие и др.
Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.
К ним А.И. Савенков относит следующие умения:
· Видеть проблему;
· Задавать проблему;
· Выдвигать гипотезу;
· Давать определения понятиям;
· Классифицировать;
· Наблюдать;
· Умения и навыки проведения эксперимента;
· Структурировать полученный в ходе исследования материал;
· Делать выводы и умозаключения;
· Доказывать и защищать свои идеи.
Л.Н. Прохорова предлагает оценивать детей по трем показателям:
ü Умение ставить задачу.
ü Метод решения ситуации.
ü Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии).
Уровни исследовательского обучения представлены в виде таблицы (знак «+» обозначает представление воспитателем этого элемента исследовательского обучения в готовом виде):
Уровни |
Проблема |
Метод решения |
Решение |
1 – й |
+ |
+ |
- |
2 – й |
+ |
- |
- |
3 – й |
- |
- |
- |
В результате анализа литературы по проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников мы придерживаемся мнения А.И. Савенкова. Потому что, А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
ü Умение видеть проблему;
ü Умение формулировать и задавать вопросы;
ü Умение выдвигать гипотезы;
ü Умение делать выводы и умозаключения;
ü Умение доказывать и защищать свои идеи;
ü Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
ü Самостоятельность.
ü Полнота и логичность ответа.
ü Правильность выводов и формулировок.
Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.
Информация по педагогике:
Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...
Структура процесса обучения
Третий общий момент всех видов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся). Процесс обучения ...
Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии
школьников
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образова ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.