Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно-урочной системы:
выполняя проект обучающийся(-еся) решает(-ют) субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т.п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива;
выполняя проект обучающийся(-еся) достигает(-ют) поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока;
выполняя проект обучающиеся формируют учебные и учебно-познавательные мотивы.
Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы в достижении других результатов образования: базовых знаний, навыков, предметных умений не ставится под сомнение. В этой ситуации основной задачей администрации колледжа является совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса в режиме функционирования колледжа. Другие задачи, которые колледж решает для введения метода проектов в образовательную практику, связаны с формированием определенной среды и подготовкой кадров:
использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли преподавателя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.;
необходимым условием для выполнения обучающимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность обучающегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.),
работа над проектом является поводом для организации социальной практики студентов, поэтому необходимым условием становится организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Реализация метода проектов в колледже является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста обучающихся. Фактором, благоприятным для организации проектной деятельности обучающихся, на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Содержание части учебных предметов профессионального цикла должно быть отработано обучающимися в практической деятельности, что широко применяется в колледже. Другая группа учебных предметов –общекультурные, нацелена на формирование мировоззренческой картины, присвоения знаний о наиболее общих закономерностях, которое может быть обеспечено на основе достаточно широкого разнообразия конкретных знаний о предметах, событиях, явлениях.
Таким образом, в колледже созданы все необходимые условия и есть вся материально-техническая база для успешной учебы и полноценной жизни обучающихся: современные учебные аудитории, компьютерные классы, современные лаборатории поваров и продавцов, оснащенные современным оборудованием, библиотека, общежитие, спортивный зал. Высокое качество учебного процесса обеспечивает коллектив опытных преподавателей и мастеров производственного обучения. Директор колледжа отличается творческим подходом к делу, стремлением идти в ногу со временем, усваивать и внедрять все новое, передовое. Немаловажное значение в подготовке квалифицированного специалиста имеет устойчивая мотивация к учению. Студенты имеют все условия для уверенного старта в выбранную профессию. Честь обучающихся и педагогического коллектива во многом зависят от того, какими выходят из его стен выпускники. Выпускники Уральского государственного колледжа востребованы на рынке труда. 90 % выпускников трудоустраиваются, едва получив на руки диплом, 25% совмещают работу и обучение в высших учебных заведениях. Многие становятся признанными профессионалами ресторанного бизнеса. Однако эти показатели, на наш взгляд, можно улучшить, сформировав у обучающихся устойчивые мотивы к учению. Нам кажется, что путем введения метода проектов в большей степени это можно достигнуть.
Информация по педагогике:
Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе
осуществления заданий по ручному труду
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда: функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, пособия и материалы для развития мелкой моторики, кабинет труда должен быть оснащен по аналог ...
Методика введения средств решения знаменитых задач древности
Средства решения задач вводятся как исторический материал. Учащимся сообщается, какой ученый и в каком веке достиг результата, в чем заключается способ решения. Описание способов решения задач выдается в виде текстов с поставленными к ним вопросами и заданиями. Задачами детей являются: изучение вве ...
Болонский процесс в Украине – «за» и «против»
Процессы интеграции систем образования как России, так и Украины, в Европу воспринимаются общественностью, в том числе и учеными и педагогами, далеко не однозначно. Поэтому одной из главных целей и особенностей данного исследования будет попытка разобраться в корнях и истоках как одобрения, так и н ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.