Согласно классической педагогической периодизации, заложенной в структуре отечественных образовательных учреждений, к младшему дошкольному возрасту относят определенную возрастную ступень физического и психического развития детей от 2 до 4лет .
Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения в течение индивидуальной жизни человека комплекса морфофункциональных свойств, а также связанных с ними физических способностей.
На физическое развитие человека оказывают влияние внутренние (наследственность, заболевания) и внешние, (условия жизни, питания, труда, система физического воспитания, географическая среда, природные условия) факторы.
Третий год жизни малыша - завершающий период раннего детства. Он
имеет свои, только этому году присущие, возрастные особенности. В этот период замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для первых двух лет. За счет ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка, дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кистей и пальцев, совершенствуется точность движений. Хрящевая ткань усиленно заменяется костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. Но интенсивность роста в длину снижается, однако возможны индивидуальные колебания. В: среднем за год масса тела возрастает на 2 кг, длина тела увеличивается на 7-8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает, как правило, 14,8-15,0 кг, длина тела 95-96 см, окружность грудной клетки 52 см.
На третьем году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов тотальных размеров тела уменьшаются.
В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное с расширением объема движений. Это первый критический период в развитии двигательной функции.
Младший дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.
В 3-летнем и 4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега. К 4-летнему возрасту в элементах быстрой ходьбы ребенка, которые большинство ошибочно принимают за беговые, появляется фаза полета и превращается в бег. В то же время формируются правильно координированные движения рук при ходьбе и беге, а в семь лет почти все дети овладевают правильной координацией движений рук и ног, при которой движение вперед правой ноги сопровождается отведением правой руки назад и выведением левой вперед. Деятельность ребенка третьего года жизни сложнее и разнообразнее. Ребенок много двигается, движения его более координированные, он становится ловким, разнообразно действует с сюжетными игрушками, подолгу рассматривает книги, картинки .
Двигательный режим в детском саду складывается, из организованной и самостоятельной: двигательной деятельности. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее -2/3 из общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются: объем движений, содержание (разнообразие движений, форм и видов двигательной деятельности) .
М.А. Рунова выявляет три уровня двигательной активности:
1. Высокий уровень двигательной активности (чрезмерно подвижные дети).
Повышена психомоторная возбудимость. Как правило, эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движения. Нередко у них наблюдается неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на физические нагрузки, проявляемые в замедленном восстановлении ЧСС после выполнения физических упражнений.
2. Средний, уровень двигательной активности (благоприятный уровень), дети имеют оптимальный уровень двигательной подготовки и развития физических качеств. Им свойственно уравновешенное поведение, сочетающееся с высоким эмоциональным тонусом, умение сосредотачиваться и быть внимательным при выполнении двигательных заданий. Реакция ССС на физические нагрузки протекает по благоприятному типу.
3. Низкий уровень - малоподвижные дети. Отставания показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменениям реакциях сердечнососудистой системы на физическую нагрузку.
В 3-летнем и 4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега.
Понятием «двигательный тип», как одним из параметров двигательной активности ребенка дошкольного возраста, пользуется в своей работе М.Л. Лазарев. Автор считает, что каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности. Не выявление этого типа и навязывание несвойственного типа движения, по мнению автора, приводит к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, а часто ик двигательной активности вообще. Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой, и не совпадают, не соответствуют его типу двигательной активности, может привести к резко отрицательным результатам.
Информация по педагогике:
Характеристика выборки и анализ результатов исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов и 3 педагога – классных руководителя МОУ СОШ №17 г. Челябинска. Практически все учащиеся обучаются в данных классах с момента поступления в школу. Длительное совместное обучение и проведение внеклассных и внешкольных мероприят ...
Педагогические ценности учителя
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Педагогические ценности учител ...
Организационно-технологические модели
дистанционного образования
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.