Психофизиологические основы формирования оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников

Образование и педагогика » Оздоровительное физическое воспитания дошкольников » Психофизиологические основы формирования оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников

Страница 2

Под «двигательным типом» вышеупомянутым автором понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием.

М.Л. Лазарев выделяет следующие двигательные типы ребенка; взрывной, циклический, пластический и силовой. Детей с взрывным типом двигательной активности характеризует короткое, быстрое движение, непродолжительное по времени. Дети с циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длинной дистанции). Дети с пластическим типом предпочитают мягкие, плавные движения, а дети с силовым типом - силовые нагрузки.

Вышеуказанный автор также ввел понятие ритма двигательной, активности как параметра, ее характеризующего. Для определения ритма двигательной активности он выявляет физиологические ритмы ребенка: это ритм его естественных постукиваний, ритм сердечных сокращений и темпоритм речи ребенка.

Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста характерны свои количественные и качественные проявления двигательной активности, они индивидуально различны и, по мнению ряда ученых находятся в зависимости, как от биологических, так и социальных факторов. Знание параметров двигательной активности необходимо для правильного построения процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, особенности которого применительно к исследуемому контингенту рассмотрим в следующей части главы этой работы.

Развитие центральной нервной системы детей пяти - семи лет характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Бурно развиваются лобные доли, двигательный отдел коры головного мозга. Дети становятся более подвижными и начинают хорошо бегать, прыгать, сохранять равновесие. К пяти годам появляется более тонкая координация мелких групп мышц кисти, начинает ясно обнаруживаться «интеллектуализация» движений, то есть переход руководства движений от низших отделов нервной системы к высшим.

Вместе с тем, на возраст пяти - шести лет приходится критический период в развитии нервно-психической деятельности ребенка, обусловленный влиянием нейроэндокринной перестройки. В этот период психика детей наиболее неустойчива. При этом отмечается быстрая утомляемость нервных клеток, что проявляется в ослаблении процессов торможения и быстром снижении работоспособность.

К концу пятого года жизни завершается один из узловых этапов в развитии двигательного анализатора; улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов, усиливается концентрация нервных процессов. В этом возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению, именно с шестилетнего возраста у большинства детей припоминание приобретает характер развернутого процесса: они стараются припомнить. Запоминание приобретает произвольный характер чуть позже, чем припоминание. Концентрация внимания и эффективность запоминания у детей максимальны с октября по январь, снижаются к марту, и минимальны летом. В осенне-зимний период у детей шести лет чувствительность вестибулярного аппарата, пространственная ориентация и статическая координация выше, чем весной и летом, причем девочки обгоняют по этим параметрам мальчиков во все периоды года. К шести семи годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. В этот период впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, поэтому его следует считать периодом первоначального фактического склада личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять его развитие.

Наряду с развитием нервно-психической деятельности, в старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений (пульс), артериальное давление, ударный и минутный объём крови. С нарастанием двигательной активности, увеличением массы скелетной мускулатуры, совершенствуется нервная регуляция частоты сердечных сокращений. По данным С.В. Хрущёва, учащение пульса у здорового ребенка происходит постепенно, причем у детей с малой активностью сохраняется склонность к тахикардии (ЧСС к шести-восьми годам равняется 118 ударам в минуту), у занимающихся спортом, напротив - к брадикардии (ЧСС у них составляет к шести - восьми годам 78 ударов в минуту). Средняя частота ударов в норме в этом возрасте - 98 ударов в минуту. Для пульса детей характерна аритмия, которая моделируется актом дыхания; на вдохе пульс учащается, на выдохе – ЧСС уменьшается. Артериальное давление (АД) у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, величины ударного и минутного объемов крови, сопротивления сосудов, их эластичности и других показателей. В возрасте трех - семи лет давление колеблется; максимальное - от 80 до 110 мм.рт.ст., минимальное - 50 - 70 мм.рт.ст. У детей старшего дошкольного возраста максимальное АД ориентировочно рассчитывается по формуле: 100 + П, где П - число лет, при этом допускаются колебания в 15 мм рт. cт.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Психологическая сущность дошкольного возраста
Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До­брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? Прежде всего — нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться бана ...

Педагогическая организация игровой деятельности
Игра имеет специально значимый смысл в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, значительно оценивая смысл игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот запах, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы непотребна для общества. В игре, ...

Структура процесса обучения
Третий общий момент всех видов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся). Процесс обучения ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru