На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эриксона, результатом которых стало описание основные признаков игровой деятельности:
игра приятна, т.е. положительно воспринимается участниками;
игра протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;
игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка;
пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него интрапсихические конфликты проявляются в игре и могут приводить к нарушению ее нормального хода.
В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.
Терапевтическая функция состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.
Обучающая функция игры заключается в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.
Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли терапевта в игре:
направленную;
ненаправленную.
Основные функции терапевта в направленной игротерапии включают:
1) организацию эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоционального сопереживания ему и коммуникации этого отношения ребенку;
2) обеспечивание переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;
3) установление ограничений в игре.
Цель игротерапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности.
В качестве основных механизмов терапии в игре выделяются следующие пять процессов:
1) аналитическая (терапевтическая) связь;
2) катарсис, осуществляемый через игру, вербализацию чувств и переживаний ребенка;
3) инсайт как более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми в реальной жизни;
4) тестирование реальности для установления эффективности границ новых способов взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, приобретаемых в процессе игротерапии;
5) сублимации подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованная с социальными нормами и моралью, с ожиданиями общества.
Арттерапия
Эта форма работы возникла в 30-е годы нашего века на основе психоанализа. Основная цель арттерапии состоит:
в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство;
в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира.
Формы игротерапии: индивидуальная и групповая. Ее важнейшим принципом является безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
Главная функция терапевта в процессе арттерапии состоит в облегчении сублимации: интерпретации бессознательных значений, реализации эмоционального состояния в продукте изобразительной деятельности.
В зависимости от доминирования тех или иных динамических процессов на занятиях арттерапией ребенок может демонстрировать один их пяти способов использования художественных материалов:
изучение физических свойств материалов;
деструктивное поведение с потерей контроля над своими действиями;
стереотипизацию и повторение действий как проявление психологической защиты;
передачу символических значений в виде пиктограммы, остающейся непонятной для окружающих без специальных разъяснений;
создание произведений искусства, успешно реализующих функцию самовыражения и коммуникации аффекта.
Информация по педагогике:
Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками. Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контроль ...
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения
и конфликта
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; у ...
Общая характеристика знаменитых задач древности
При изучении окружности древние греки обнаружили задачу, ставшую затем символом неразрешимой проблемы. Это задача квадратуры круга, т.е. построения квадрата, равновеликого данному кругу, с использованием лишь циркуля и линейки. Попытки древнегреческих ученых решить задачу о квадратуре круга путем п ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.