Особенности организации и методика обучения ручному труду

Страница 3

Положительные изменения в действиях самоконтроля выразились, прежде всего, в улучшении качества продукта, преодолении грубых нарушений в передаче пространственных отношений частей изделия, их цвета и целостности (таблица 1).

Наметившаяся положительная динамика развития интеллектуальных умений сказалась на протекании самостоятельной деятельности детей. Было отмечено, что при создании условий для предварительного ориентирования детей в задании, удается существенно изменить характер ориентировочной фазы деятельности. Дети действуют не спонтанно и хаотично, а начинают осуществлять целенаправленный отбор необходимых средств, планируют предстоящую работу. В то же время отмечалось, что без специальной организации ориентировочной фазы, спонтанное решение задач практической части остается преобладающим.

К положительным результатам обучения следует отнести снижение числа непродуктивных проб, пропусков отдельных операций и действий, преодоление грубых нарушений в способах их осуществления. Под влиянием обучения произошло существенное обогащение речи детей за счет высказываний коммуникативного, сопровождающего, фиксирующего и планирующего характера. В большинстве случаев процесс изготовления поделок сопровождался речью, которая была органично связана с действиями детей, их намерениями и отношениями.

Развивающее влияние обучения было отмечено при наблюдении за поведением детей, как во время занятий, так и вне их. Расширился круг общения детей за счет установления ими контактов с воспитанниками других групп, взрослыми, сотрудниками детского дома Воспитатели отмечали существенные изменения в характере выполнения заданий по продуктивной деятельности. В свободное время воспитанники проявляли желание сделать что-либо самостоятельно с использованием материалов и оборудования, работать с которыми они научились.

Изучение умственного развития ребенка показало его непосредственную связь с уровнем овладения различными сторонами деятельности. Ручной труд, являясь органичной частью продуктивной деятельности ребенка, содержит широкие возможности для развития мышления, особенно в целях обеспечения перевода внешних действий ребенка к умственным действиям во внутреннем плане. Это в свою очередь создает необходимые предпосылки к развитию представлений, имеющих модельную структуру.

Проведенное исследование выполнено в русле деятельностного подхода и направлено на изучение процесса формирования умственных действий у детей с нарушением интеллекта в ходе специально организованного обучения ручному труду. Экспериментальное изучение показало, что ранее сложившийся взгляд на эту деятельность преимущественно с позиции овладения операционально-техническими умениями ограничивает возможности ее использования в развитии мышления ребенка.

В ходе обучения нами было показано, что при специальной организации занятий, целенаправленном отборе содержания, использовании оригинальных методических подходов удается в значительной степени сформировать у умственно отсталого ребенка такие умственные качества как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Естественно, что их уровень соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка и соотносится с его психическим развитием в целом.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность предложенной модели обучения ручному труду. В структуре внешне задаваемой деятельности особое внимание должно уделяться ее организации. Важное значение имеет при этом ориентировочная фаза, ее длительность, развернутость, предполагающая выход ребенка на самостоятельный анализ и планирование предстоящих действий. Содержание обучения должно опираться на мотивационные потребности ребенка в труде, обязательно включать его личную заинтересованность в результатах; эмоциональное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками; удовлетворение от созданных собственными руками продуктов деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Сравнение результатов экзамена по географии в 2004-2007 гг
Основная цель нашего исследования – экспериментальным путем доказать гипотезу: если методика подготовки к ЕНТ будет использоваться с учетом условий и соответственно выявленным в результате диагностики особенностям развития учащихся, то эффективность педагогического процесса при подготовки к ЕНТ пов ...

Методика проведения текущего инструктирования на слесарных работах
Цель текущего инструктажа — контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Текущий инструктаж занимает значительное время у мастера на уроке производственного обучения. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся. Рекомендуется планиров ...

Теоретическая модель деловой экономической игры
Обращаясь к первому параграфу, где мы рассматривали возрастные особенности подросткового возраста, еще раз отметим что: 1. Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. 2. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира 3. Становление важнейших механизмов ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru