С целью проверки результатов обучения были проведены контрольные срезовые эксперименты (в ходе и по итогам обучения), показавшие его эффективность. Это проявилось, прежде всего, в возросших возможностях детей действовать самостоятельно, получая в итоге практически полезный результат. Удалось существенно повысить уровень интеллектуальных умений, преодолев при этом характерный разрыв между умственным и практическим планом деятельности.
Анализ интеллектуальных умений, возникших под влиянием обучения, показал, что значительные сдвиги произошли в умениях детей осуществлять предварительное ориентирование в задании. Это нашло отражение в возросшем объеме устного анализа образца и планирования предстоящих действий (таблицы 1,2) В то же время было отмечено, что качественные показатели вербального отражения этих умений оказались наименее подвержены изменениям.
Таблица 1 Динамика развития умения анализировать образец изделия (показатели полноты анализа и точности сложения композиции)
N группы |
Наличие высказываний о предмете |
Наличие ошибок в композиции | ||||
КД* |
РФО* |
РПО* |
КД |
РФО |
РПО | |
о частях | ||||||
I |
90% |
1 00% |
98% |
- |
- |
- |
II |
80% |
80% |
85% |
1 6% |
- |
11% |
III |
35% |
38% |
62% |
41% |
- |
30% |
о цвете частей | ||||||
I |
1% |
- |
1% |
- |
- |
- |
II |
- |
- |
- |
5% |
7% |
- |
III |
- |
- |
- |
22% |
15% |
- |
о форме частей | ||||||
I |
1% |
7,6% |
1% |
- |
- |
- |
II |
- |
9% |
- |
- |
- |
- |
III |
- |
16% |
- |
1% |
1 ,7% |
- |
о пространственных отношениях объекта | ||||||
I |
- |
15% |
- |
16% |
3% |
7,6% |
II |
- |
20% |
- |
22% |
8% |
14% |
III |
- |
15% |
- |
55% |
23% |
33% |
* КД - контрольные данные
** РФО - результаты формирующего обучения
*** РПО - результаты при переносе на аппликацию «дома»
Таблица 2 Динамика развития умения планировать предстоящие действия (показатели полноты и последовательности планирования и исполнительские действия по плану)
N группы |
Планирование |
Действия по плану | ||||
КД |
РФО |
РПО |
КД |
РФО |
РПО | |
полнота речевого планирования | ||||||
I |
88% |
72% |
95% |
- |
- |
- |
II |
72% |
79% |
85% |
- |
- |
- |
III |
42% |
60% |
69% |
- |
- |
- |
Последовательность соответствие | ||||||
I |
78% |
72% |
91% |
78% |
72% |
91% |
II |
38% |
79% |
60% |
38% |
79% |
60% |
III |
7% |
55% |
9% |
5,5% |
55% |
9,5% |
Перестановки перестраивание | ||||||
I |
10% |
- |
4% |
10% |
- |
4% |
II |
34% |
- |
25% |
34% |
- |
25% |
III |
35% |
4,7% |
60% |
27% |
4,4% |
61% |
Пропуски восполнение | ||||||
I |
12% |
28% |
5% |
12% |
28% |
5% |
II |
28% |
21% |
15% |
21% |
18% |
12% |
III |
58% |
40% |
31% |
49% |
34% |
21% |
Информация по педагогике:
Игра как средство развития коммуникативной культуры у старших дошкольников
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, ...
Универсальные учебные действия, их виды и функции
Те перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение ра ...
Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях
В дошкольном возрасте дети спят днем один раз. Ребенку необходимо создать спокойную обстановку уже в конце прогулки и во время обеда. Воспитательница наблюдает, как раздеваются дети перед сном, некоторым из них помогает или активизирует взаимопомощь между детьми. Ребенку не следует разрешать ложи ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.