Это же должностное лицо может выполнять в школе и функции инспектора по защите прав ребенка, введение такой должности в общеобразовательных и других детских учреждениях активно обсуждается в настоящее время.
В целом заместитель директора по социально-правовым вопросам уделяет основное внимание решению следующих проблем:
– разработке и реализации социальных проектов и программ школы;
– сбору и накоплению информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; детях, нуждающихся в социальной защите;
– обеспечению защиты прав детей в условиях школы: получению ими необходимого обучения и воспитания, питания, соблюдению норм отношений и пр.;
– контролю за деятельностью должностных лиц школы в аспекте защиты прав ребенка;
– координации усилий должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;
– установлению сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и др.
В соответствии со своими должностными обязанностями и в рамках своей компетенции заместитель директора по социально-правовым вопросам руководит деятельностью воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, других специалистов школы, так или иначе участвующих в решении социальных проблем учащихся. Однако ведущим специалистом данного направления деятельности школьной социальной службы должен стать социальный работник.
Социальный работник — это специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав ученика, решать его социальные проблемы, а при необходимости и осуществлять социальную защиту учителя. Таких проблем у ребенка (ученика школы) может быть достаточно много.
Они могут определяться:
а) индивидуальными особенностями и возможностями ребенка: соответствием индивидуальных возможностей ребенка требованиям учебной программы (нередко ребенок, имеющий проблемы с учебой и воспитанием, нуждается в других условиях, в том числе и в специализированном образовательном учреждении для педагогической коррекции, реабилитации, исправления, специального обучения и пр.);
потребностями ребенка в индивидуальной подготовке на предыдущем этапе обучения, что диктует необходимость дополнительной помощи ему в учебе;
особенностями воспитания, влияющего на взаимоотношения ученика с группой, классом, учителем;
возникшей или существующей конфликтностью с учениками, учителями и др.;
б) социальной средой семьи ребенка, существенно сказывающейся на его отношении к учебе, взаимоотношениях с учениками, учителями. К таким семьям относятся:
семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
семьи группы риска;
семьи с неблагоприятной внутрисемейной психологической атмосферой;
семьи, в которых у родителей утрачены по различным причинам необходимые взаимоотношения с ребенком, взаимопонимание с ним и др.;
в) социально-психологической обстановкой в классе: серьезные проблемы во взаимоотношениях учеников с учителем, группой, классом;
конфликтность внутри коллектива класса, между отдельными учениками и группой, классом;
конфликтность между учеником и учителем, учеником и группой, классом (в данном случае может возникнуть необходимость защиты не только ученика, но и учителя, класса от него).
Социально-педагогическая работа. Основным направлением деятельности социальной службы школы являются выявление среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация социально-педагогической работы с ними. Непосредственное руководство этой деятельностью осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе как должностное руководящее лицо осуществляет организацию и руководство воспитательной деятельностью:
учителей-предметников;
классных руководителей;
классных воспитателей;
воспитателей групп продленного дня;
психолога;
социальных педагогов.
Каждый из названных специалистов выполняет определенные функциональные задачи в школе, определяющие характер и особенности его диагностической и воспитательной работы. Содержание и направленность деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе определяется наиболее характерными социально-педагогическими проблемами, которыми живет школа. Они определяются объектом, по отношению к которому строится социально-педагогическая работа.
Информация по педагогике:
Организация самостоятельной работы студентов на уроке математики
Главная задача каждого преподавателя дать студентам на только сумму знаний, но и научить их учиться. Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. И поэтому важной задачей для преподавателя является научить студентов самостоятельно приобретать знания, а этого ...
Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного
пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...
Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей
В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении . На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развити ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.