Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это, прежде всего, деятельность классных руководителей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника.
Изменились условия в стране, изменилось отношение к учителю, и в новых условиях стало необходимым решать социальные проблемы на качественно новом уровне — профессиональном. В этих условиях возникла необходимость создания в школе специальной социальной службы.
Социальный — означает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.
К основным функциям социальной службы школы относятся:
– выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе;
– изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучаемого, групп — объектов социальной службы;
– оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями;
– социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
– социальная защита группы, класса от отдельных лиц;
– выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, действенности педагогической деятельности в работе с учениками, родителями;
– социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах, школе;
– непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися, учителями, родителями;
– установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.
Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (социальный работник и социальный педагог). Каждый из них призван осуществлять свою деятельность в интересах ребенка и школы.
Однако, хотя эта служба и может представлять собой самостоятельное структурное подразделение школы, выполняющее особые функциональные задачи, в то же время она должна органично войти в ее общую организационную структуру. Это обеспечивается в том случае, если общее руководство деятельностью социальной службы школы будет осуществлять директор, определяющий стратегию ее развития, основные направления деятельности и задачи, а также осуществляющий контроль за ходом их реализации.
В целом во всей деятельности социальной службы школы условно можно выделить два основных направления: социальная работа и социальная педагогика. Представляется целесообразным, чтобы каждое из этих направлений возглавлял один из заместителей директора.
В соответствии с Конвенцией российским законодательством определены и закреплены основные права ребенка: жить и воспитываться в семье; общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками; защищать свои права и законные интересы; выражать свое мнени; иметь имя, отчество и фамилию. Наряду с ними ребенок имеет права: знать своих родителей; на заботу со стороны родителей; на совместное проживание со своими родителями; на воспитание своими родителями, на обеспечение своих интересов, на всестороннее развитие, на уважение человеческого достоинства.
Именно на обеспечение и защиту прав ребенка и должна быть направлена социальная работа школы. Возглавляющий данное направление деятельности социальной службы заместитель директора школы может называться по-разному: «заместитель по социально-правовым вопросам», «заместитель по социальной защите и охране детства», «заместитель по защите прав детей» и т.п. Главное, чтобы его деятельность обеспечивала оказание действенной социальной помощи учащимся школы, чьи жизненно важные права нарушены, вследствие чего дети и нуждаются в такой помощи.
Информация по педагогике:
Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...
Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также многообразие определений, встречающихся в научной литературе. Семь ...
Труд — важный фактор воспитания
Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли задумываемся, какое содержание вкладываем в это понятие? На первый взгляд все ясно и просто. Трудолюбивый — это тот, кто любит труд. Просто, да не совсем. К примеру, маленький Алеша спешит принести маме тапочки, когда она возвраща ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.