Роль менеджмента в социально-педагогической работе

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе

Российское общество, находящееся в данный период исторического развития в условиях трансформации своих основных социальных подсистем, столкнулось с глобальной проблемой – кризисной личностной и профессиональной компетентности почти во всех сферах социокультурной практики. Но наиболее рельефно его проявление ощущается в педагогической работе.

Современная педагогика характеризуется сегодня обновлением воспитательного процесса, происходящим за счет включения в него теории мирового менеджмента. Новые резервы и подходы, показывающие связь педагогики с теорией менеджмента заключается в следующем:

Во-первых, налицо интенсивная психологизация данного процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха каждому члену школьного коллектива;

Во-вторых, освоение менеджмента позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основу новой системы положен и новый стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека, и личностно-ориентированный подход к его деятельности;

В-третьих, педагогический менеджмент доказывает возможность развития каждой личности.

В-четвертых, важную роль в развитии современной социальной педагогики должна выполнить внутришкольная культура, чтобы за освоение высших общечеловеческих и национальных ценностей.

Как видим, вся система социальной работы сегодня ориентирована, главным образом, на участников воспитательного процесса, а не на сам воспитательный процесс.

Современный менеджмент позволяет по-новому решать многие проблемы, среди которых немаловажное место занимает контроль.

Проблемы управления социальной работой в период экономических и политических катаклизмов в обществе стали чрезвычайно актуальными. Управление социальными явлениями требует знаний отношений между различными индивидами и социальными группами в их социально-педагогической деятельности. Без этой деятельности невозможно обеспечить решение социальных проблем общества.

Многоплановость и многовариантность содержаний деятельности социального педагога распространяется на область управления. Поэтому менеджмент связан с социально-педагогической деятельностью в современных условиях и занимает одно из ведущих мест в практике социального педагога.

Теоретической и методологической основой социально-педагогического менеджмента являются социология и психология.

Анализ изученной литературы по теме дипломной работы позволил выявить основные организационно-педагогические условия для возможности использования теории менеджмента в современной социально-педагогической деятельности.

В управлении педагогическими процессами, явлениями и объектами необходимо учитывать педагогические закономерности. В этом случае употребляют понятие «педагогическое управление», «педагогический менеджмент» .

Основополагающим источником по теории менеджмента является работа «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Авторы отмечают, что управление это сочетание процессов планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для достижения целей организации. Говоря о проблемах управленческой деятельности, Ю.К. Бабанский и др. предупреждают, что следует согласовывать понятия «управление» и «руководство». «Понятие об управлении и руководстве школой необходимо рассматривать в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса в школе. Руководство же связывается с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми. Управленческие вопросы в педагогической деятельности имеют очень широкий спектр применения объективного и субъективного свойства». При этом социальный педагог занимает важное место в принятии управленческих решений в процессе воспитания.

Педагогический менеджмент с теоретико-методологических позицийрекомендуется рассматривать через закономерности его осуществления, ибо только через них можно проследить глубинные, сущностные связи, лежащие в его основе. Рассмотрение закономерностей педагогического управления позволит далее выйти на его функции, принципы, методы, средства и исследовать их в диалектическом единстве. Все это вместе взятое даст возможность сформулировать методику педагогического управления как систему правил и операций, необходимых для оказания педагогического воздействия на управляемые объекты. Именно исследование этой системы и будет отражать методологическую сторону педагогического управления.

Целенаправленный и правильно руководимый социальным педагогом воспитательный процесс требует проявления трудолюбия, настойчивости, поддержки.

О.В. Захарова, Г.Д. Бабушкин и др., исследуя проблемы педагогического мастерства, обращают внимание на то, что каждый педагог обязан владеть приемами научной организации труда.

Современный педагог должен владеть: а) научными методами сбора и переработки, фиксации и хранения необходимой информации; б) научными методами диагностики детей, процесса их обучения и воспитания; в) научными методами организации педагогического труда.

Умение донести до учащихся перспективу будущих достижений, «делать ее близкой и понятной – основной элемент организации труда педагога. Под влиянием педагога, считает А.Г. Петрухин, работа в контакте с педагогическим коллективом школы и родителями, а также при участии коллектива самих подростков формирует нравственный облик будущего гражданина. Для эффективной воспитательной работы с детьми необходима продуманная система последовательных упражнений в нравственном поведении, организация полезной деятельности, формирующей положительный нравственный опыт, координацию влияний со стороны педагога, коллектива группы, семьи.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность педагога.

Объект исследования – теория менеджмента в социально-педагогической деятельности.

Цель работы – отразить сущность теории менеджмента и возможности ее использования в социально-педагогической работе.

Исходя из цели, выделим следующие задачи:

– обосновать теоретические концепции социально-педагогического менеджмента;

– отразить сущность социально-педагогической деятельности в теории и практике современной науки (организацию работы социально-педагогической работы в школе и систему деятельности социального педагога);

– раскрыть содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.

Информация по педагогике:

Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...

Педагогические традиции в обучении пересказу
Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но, исходя из ...

Особенности психического развития умственно отсталых детей
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое наруше­ние преимущественно познавательной деятельности, а также эмо­ционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное орга­ническим поражением коры головного мозга, имеющим диффуз­ный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru