Российское общество, находящееся в данный период исторического развития в условиях трансформации своих основных социальных подсистем, столкнулось с глобальной проблемой – кризисной личностной и профессиональной компетентности почти во всех сферах социокультурной практики. Но наиболее рельефно его проявление ощущается в педагогической работе.
Современная педагогика характеризуется сегодня обновлением воспитательного процесса, происходящим за счет включения в него теории мирового менеджмента. Новые резервы и подходы, показывающие связь педагогики с теорией менеджмента заключается в следующем:
Во-первых, налицо интенсивная психологизация данного процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха каждому члену школьного коллектива;
Во-вторых, освоение менеджмента позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основу новой системы положен и новый стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека, и личностно-ориентированный подход к его деятельности;
В-третьих, педагогический менеджмент доказывает возможность развития каждой личности.
В-четвертых, важную роль в развитии современной социальной педагогики должна выполнить внутришкольная культура, чтобы за освоение высших общечеловеческих и национальных ценностей.
Как видим, вся система социальной работы сегодня ориентирована, главным образом, на участников воспитательного процесса, а не на сам воспитательный процесс.
Современный менеджмент позволяет по-новому решать многие проблемы, среди которых немаловажное место занимает контроль.
Проблемы управления социальной работой в период экономических и политических катаклизмов в обществе стали чрезвычайно актуальными. Управление социальными явлениями требует знаний отношений между различными индивидами и социальными группами в их социально-педагогической деятельности. Без этой деятельности невозможно обеспечить решение социальных проблем общества.
Многоплановость и многовариантность содержаний деятельности социального педагога распространяется на область управления. Поэтому менеджмент связан с социально-педагогической деятельностью в современных условиях и занимает одно из ведущих мест в практике социального педагога.
Теоретической и методологической основой социально-педагогического менеджмента являются социология и психология.
Анализ изученной литературы по теме дипломной работы позволил выявить основные организационно-педагогические условия для возможности использования теории менеджмента в современной социально-педагогической деятельности.
В управлении педагогическими процессами, явлениями и объектами необходимо учитывать педагогические закономерности. В этом случае употребляют понятие «педагогическое управление», «педагогический менеджмент» .
Основополагающим источником по теории менеджмента является работа «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Авторы отмечают, что управление это сочетание процессов планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для достижения целей организации. Говоря о проблемах управленческой деятельности, Ю.К. Бабанский и др. предупреждают, что следует согласовывать понятия «управление» и «руководство». «Понятие об управлении и руководстве школой необходимо рассматривать в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса в школе. Руководство же связывается с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми. Управленческие вопросы в педагогической деятельности имеют очень широкий спектр применения объективного и субъективного свойства». При этом социальный педагог занимает важное место в принятии управленческих решений в процессе воспитания.
Педагогический менеджмент с теоретико-методологических позицийрекомендуется рассматривать через закономерности его осуществления, ибо только через них можно проследить глубинные, сущностные связи, лежащие в его основе. Рассмотрение закономерностей педагогического управления позволит далее выйти на его функции, принципы, методы, средства и исследовать их в диалектическом единстве. Все это вместе взятое даст возможность сформулировать методику педагогического управления как систему правил и операций, необходимых для оказания педагогического воздействия на управляемые объекты. Именно исследование этой системы и будет отражать методологическую сторону педагогического управления.
Целенаправленный и правильно руководимый социальным педагогом воспитательный процесс требует проявления трудолюбия, настойчивости, поддержки.
О.В. Захарова, Г.Д. Бабушкин и др., исследуя проблемы педагогического мастерства, обращают внимание на то, что каждый педагог обязан владеть приемами научной организации труда.
Современный педагог должен владеть: а) научными методами сбора и переработки, фиксации и хранения необходимой информации; б) научными методами диагностики детей, процесса их обучения и воспитания; в) научными методами организации педагогического труда.
Умение донести до учащихся перспективу будущих достижений, «делать ее близкой и понятной – основной элемент организации труда педагога. Под влиянием педагога, считает А.Г. Петрухин, работа в контакте с педагогическим коллективом школы и родителями, а также при участии коллектива самих подростков формирует нравственный облик будущего гражданина. Для эффективной воспитательной работы с детьми необходима продуманная система последовательных упражнений в нравственном поведении, организация полезной деятельности, формирующей положительный нравственный опыт, координацию влияний со стороны педагога, коллектива группы, семьи.
Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность педагога.
Объект исследования – теория менеджмента в социально-педагогической деятельности.
Цель работы – отразить сущность теории менеджмента и возможности ее использования в социально-педагогической работе.
Исходя из цели, выделим следующие задачи:
– обосновать теоретические концепции социально-педагогического менеджмента;
– отразить сущность социально-педагогической деятельности в теории и практике современной науки (организацию работы социально-педагогической работы в школе и систему деятельности социального педагога);
– раскрыть содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.
Информация по педагогике:
Главные
соединения ванадия
Ванадий образует соединения, проявляя степени окисления от +2 до +5, при этом наиболее стойки и типичны соединения, в которых он проявляет высшую степень окисления. С увеличением степени окисления ванадия усиливаются кислотные свойства его оксидов, а также их химическая стойкость. Монооксид ванадия ...
Меры по предупреждению девиантного поведения подростков
Масштабы распространения подростковой девиантности диктуют необходимость принятия соответствующих превентивных мер. Рост девиантного поведения подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разрабо ...
Химические и химико-физические свойства бериллия
Бериллий (Be) - имеет атомный номер 4 и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций, стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней оболочке он имеет два эл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.