Роль менеджмента в социально-педагогической работе

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе

Российское общество, находящееся в данный период исторического развития в условиях трансформации своих основных социальных подсистем, столкнулось с глобальной проблемой – кризисной личностной и профессиональной компетентности почти во всех сферах социокультурной практики. Но наиболее рельефно его проявление ощущается в педагогической работе.

Современная педагогика характеризуется сегодня обновлением воспитательного процесса, происходящим за счет включения в него теории мирового менеджмента. Новые резервы и подходы, показывающие связь педагогики с теорией менеджмента заключается в следующем:

Во-первых, налицо интенсивная психологизация данного процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха каждому члену школьного коллектива;

Во-вторых, освоение менеджмента позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основу новой системы положен и новый стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека, и личностно-ориентированный подход к его деятельности;

В-третьих, педагогический менеджмент доказывает возможность развития каждой личности.

В-четвертых, важную роль в развитии современной социальной педагогики должна выполнить внутришкольная культура, чтобы за освоение высших общечеловеческих и национальных ценностей.

Как видим, вся система социальной работы сегодня ориентирована, главным образом, на участников воспитательного процесса, а не на сам воспитательный процесс.

Современный менеджмент позволяет по-новому решать многие проблемы, среди которых немаловажное место занимает контроль.

Проблемы управления социальной работой в период экономических и политических катаклизмов в обществе стали чрезвычайно актуальными. Управление социальными явлениями требует знаний отношений между различными индивидами и социальными группами в их социально-педагогической деятельности. Без этой деятельности невозможно обеспечить решение социальных проблем общества.

Многоплановость и многовариантность содержаний деятельности социального педагога распространяется на область управления. Поэтому менеджмент связан с социально-педагогической деятельностью в современных условиях и занимает одно из ведущих мест в практике социального педагога.

Теоретической и методологической основой социально-педагогического менеджмента являются социология и психология.

Анализ изученной литературы по теме дипломной работы позволил выявить основные организационно-педагогические условия для возможности использования теории менеджмента в современной социально-педагогической деятельности.

В управлении педагогическими процессами, явлениями и объектами необходимо учитывать педагогические закономерности. В этом случае употребляют понятие «педагогическое управление», «педагогический менеджмент» .

Основополагающим источником по теории менеджмента является работа «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Авторы отмечают, что управление это сочетание процессов планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для достижения целей организации. Говоря о проблемах управленческой деятельности, Ю.К. Бабанский и др. предупреждают, что следует согласовывать понятия «управление» и «руководство». «Понятие об управлении и руководстве школой необходимо рассматривать в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса в школе. Руководство же связывается с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми. Управленческие вопросы в педагогической деятельности имеют очень широкий спектр применения объективного и субъективного свойства». При этом социальный педагог занимает важное место в принятии управленческих решений в процессе воспитания.

Педагогический менеджмент с теоретико-методологических позицийрекомендуется рассматривать через закономерности его осуществления, ибо только через них можно проследить глубинные, сущностные связи, лежащие в его основе. Рассмотрение закономерностей педагогического управления позволит далее выйти на его функции, принципы, методы, средства и исследовать их в диалектическом единстве. Все это вместе взятое даст возможность сформулировать методику педагогического управления как систему правил и операций, необходимых для оказания педагогического воздействия на управляемые объекты. Именно исследование этой системы и будет отражать методологическую сторону педагогического управления.

Целенаправленный и правильно руководимый социальным педагогом воспитательный процесс требует проявления трудолюбия, настойчивости, поддержки.

О.В. Захарова, Г.Д. Бабушкин и др., исследуя проблемы педагогического мастерства, обращают внимание на то, что каждый педагог обязан владеть приемами научной организации труда.

Современный педагог должен владеть: а) научными методами сбора и переработки, фиксации и хранения необходимой информации; б) научными методами диагностики детей, процесса их обучения и воспитания; в) научными методами организации педагогического труда.

Умение донести до учащихся перспективу будущих достижений, «делать ее близкой и понятной – основной элемент организации труда педагога. Под влиянием педагога, считает А.Г. Петрухин, работа в контакте с педагогическим коллективом школы и родителями, а также при участии коллектива самих подростков формирует нравственный облик будущего гражданина. Для эффективной воспитательной работы с детьми необходима продуманная система последовательных упражнений в нравственном поведении, организация полезной деятельности, формирующей положительный нравственный опыт, координацию влияний со стороны педагога, коллектива группы, семьи.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность педагога.

Объект исследования – теория менеджмента в социально-педагогической деятельности.

Цель работы – отразить сущность теории менеджмента и возможности ее использования в социально-педагогической работе.

Исходя из цели, выделим следующие задачи:

– обосновать теоретические концепции социально-педагогического менеджмента;

– отразить сущность социально-педагогической деятельности в теории и практике современной науки (организацию работы социально-педагогической работы в школе и систему деятельности социального педагога);

– раскрыть содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.

Информация по педагогике:

Главные соединения ванадия
Ванадий образует соединения, проявляя степени окисления от +2 до +5, при этом наиболее стойки и типичны соединения, в которых он проявляет высшую степень окисления. С увеличением степени окисления ванадия усиливаются кислотные свойства его оксидов, а также их химическая стойкость. Монооксид ванадия ...

Меры по предупреждению девиантного поведения подростков
Масштабы распространения подростковой девиантности диктуют необходимость принятия соответствующих превентивных мер. Рост девиантного поведения подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разрабо ...

Химические и химико-физические свойства бериллия
Бериллий (Be) - имеет атомный номер 4 и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций, стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней оболочке он имеет два эл ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru