– изучение и диагностика социально-психологической атмосферы, социальных проблем внутри отдельных групп учеников, класса, сказывающихся на их учебе и взаимоотношениях (такая диагностика позволит определить характер педагогической деятельности с данной группой, особенности преподавания в данном классе, возможности преодоления конфликтных ситуаций в группе, между классом и учителем, отдельной личностью и классом, группой);
– изучение и диагностика индивидуально-педагогических особенностей и возможностей учителя в зависимости от его педагогического опыта, направленности и действенности работы с определенными группами детей (например, преподаватели параллельных классов, преподаватели начальных классов, преподаватели-предметники и пр.). Это направление требует со стороны администрации школы особого педагогического такта, культуры в использовании полученных данных в работе с учителем, учительским коллективом. Такие данные об индивидуальных особенностях учителя ни в коем случае не должны предаваться огласке, так как могут создавать сложные социально-психологические явления внутри педагогического коллектива, конфликтные ситуации, неадекватные реакции со стороны отдельных учителей. Информация о психодиагностике личности учителя может предназначаться самим учителям в интересах сопоставления с самооценкой, переосмысления себя как личности и своей педагогической деятельности, если они заинтересованы в получении этих данных; администрации для оказания помощи учителю в самооценке себя, опыта сноси педагогической деятельности, преодоления определенных недостатков и побуждения его к целенаправленной работе над собой;
– участие в психолого-педагогическом консилиуме при оценке социально-педагогической проблемы и выработке путей ее преодоления;
– психолого-педагогическое консультирование учителей, родителей, учеников;
– участие в повышении психологической компетенции должностных лиц школы, родителей и др.
Таким образом, психолог по должностному предназначению выступает диагностом. Использование же полученных им данных в конкретной социально-педагогической работе относится к компетенции других специалистов школы, и прежде всего — социального педагога [Тихомирова].
Социальный педагог. В настоящее время должность социального педагога введена во многих школах. При этом чаще всего этот специалист выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время (ранее этим занимался пионервожатый), либо социального работника.
Однако реальная практика школ убедительно показывает, что этот специалист имеет свой специфический объем профессиональной деятельности. Социальный педагог — это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями.
Он может помочь:
а) учителю:
разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;
организовать социально-педагогическую работу с классом;
спланировать и оказать помощь в разработке методики реализации взаимоотношений с отдельными родителями;
помочь в разрешении конфликта между учителем и учеником; учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр.;
б) ученику советами (консультацией): в работе по самосовершенствованию;
как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в классе, с учителем, с родителями;
в) родителям консультацией, советом, методической помощью:
в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью);
для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком;
в развитии (согласовании) отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.
Как показывает опыт многих школ, в современных условиях социально-педагогическая деятельность специалиста может быть представлена в широких пределах. Данный факт диктует необходимость введения специализаций в социальной педагогике. Наиболее характерными специализациями социального педагога могут быть:
организатор внеучебной работы (классный воспитатель);
организатор досуга;
педагог-психолог;
социолог;
социальный работник;
методист [Березина].
Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов различных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования.
Информация по педагогике:
Что есть электронное портфолио
Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В нашей работе мы рассматриваем именно электронное портфолио, так как, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно ещё и напрямую связано с и ...
Проблемы детей с особенностями развития
Для описания проблем, возникающих у детей с особенностями развития, существует два подход: медицинский или индивидуальный подход (модель) и социальный подход (модель). Охарактеризуем специфику каждой модели: Медицинская модель инвалидности Медицинская модель рассматривает человека с инвалидностью к ...
Морфологические характеристики растений и схема
морфологического описания
Одной из отличительных особенностей высших растений можно считать расчленение их тела на органы. Все органы растения условно подразделяются на две группы: органы, служащие для поддержания индивидуальной жизни, называются вегетативными, а органы, обеспечивающие сохранение вида в потомстве – генерати ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.