Понятие и причины девиантного поведения подростков

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Понятие и причины девиантного поведения подростков

Страница 2

Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией». Такое определение выводится ею на основании восьми специфических особенностей отклоняющегося поведения. К числу таких особенностей Е.В. Змановская относит:

1. отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;

2. девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;

3. оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;

4. исследуемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);

5. оно должно согласовываться с общей направленностью личности;

6. оно исследуется в пределах медицинской нормы;

7. девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;

8. ярко выраженное половозрастное и индивидуальное своеобразие девиантного поведения.

Наиболее полно понятие «девиантное поведение» раскрывает Л. Б. Шнейдер в работе «Девиантное поведение детей и подростков». Он определяет отклоняющееся поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. К определению девиантного поведения Л. Б. Шнейдер выделил несколько подходов:

1. Педагогический подход – под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и восприятия норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

2. Медицинский подход: девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психических патологий, особенностей пограничного уровня.

3. Психологический поход: девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, представление либо как ошибочного антиобщественный образец решения конфликта, проявляющихся в нарушении общественных норм, либо в ущербе, нанесенным общественному благополучию, окружающим и себе.

По мнению В.Н. Кудрявцева, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора.

Девиантное поведение, по определению Я.И. Гилинского, - «это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям»

С.А. Беличева отмечает, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

Исходя из описанных точек зрения понятие «девиантное поведение» подростков применительно к нашему исследованию можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Математические игры как средство развития познавательного интереса к математике
Предмет математики представляет собой связную систему определений, теорем и правил. Каждое новое определение, теорема и правило опираются на предыдущее, ранее введенное, доказанное. Каждая новая задача включает элементы ранее решенной. Такая связность, взаимозависимость и дополняемость всех раздело ...

Цели дистанционного обучения
Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения: 1. профессиональная подготовка и переподго­товка кадров; 2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; 3. подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном; 4. подготовка ...

Определение понятия «самостоятельность»
В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся — центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной р ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru