2. Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (дефекты правового и нравственного сознания, особенности характера, особенности эмоционально-волевой сферы).
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу автор выделяет причины, связанные с возрастными кризисами.
Причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влияние семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений:
- положение изгоя в классе,
- отвержение со стороны учителей,
- ярлык девианта в школе.
Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.
Отрицательное влияние семьи:
- безнадзорность,
- попустительство со стороны родителей,
- ослабление социального контроля,
- дефицит общения,
- неодобрение родителями друзей.
Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.
Из литературы выяснилось, что существует множество причин, по которым подросток совершает различного рода поступки, отражающие в его нестандартном поведении. Причины девиантного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние факторы, так и внутриличностные. Таким образом, девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют психологический, биологический и социальный факторы. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации. Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин вышеперечисленных факторов.
Причинами отклонений может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Эти теории и станут предметом нашего рассмотрения в следующем параграфе.
Информация по педагогике:
Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...
Сущность и принципы педагогической коррекции
Педагогическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития ...
Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми
При проведении театрализованной деятельности детьми с легкой степенью умственной отсталости возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания следующих психических процессов: 1. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умст ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.