2. Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (дефекты правового и нравственного сознания, особенности характера, особенности эмоционально-волевой сферы).
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу автор выделяет причины, связанные с возрастными кризисами.
Причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влияние семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений:
- положение изгоя в классе,
- отвержение со стороны учителей,
- ярлык девианта в школе.
Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.
Отрицательное влияние семьи:
- безнадзорность,
- попустительство со стороны родителей,
- ослабление социального контроля,
- дефицит общения,
- неодобрение родителями друзей.
Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.
Из литературы выяснилось, что существует множество причин, по которым подросток совершает различного рода поступки, отражающие в его нестандартном поведении. Причины девиантного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние факторы, так и внутриличностные. Таким образом, девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют психологический, биологический и социальный факторы. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации. Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин вышеперечисленных факторов.
Причинами отклонений может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Эти теории и станут предметом нашего рассмотрения в следующем параграфе.
Информация по педагогике:
История появления гончарного ремесла
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, ...
Круговой метод
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и прерывистой работы. Для каждого упражнения определяется место, называющееся «станцией». Обычно в кру ...
Интенсивная школа, какая она
Что такое «Интенсивная школа» Поискав точное определение термина «Интенсивная школа», я выделил для себя три, более внятных формулировки. Интенсивная школа – это процесс обучения и получения новых знаний и практик за короткий промежуток времени. Интенсивная школа – это дополнительная возможность са ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.